В некоторых случаях невозможно создать резкое изображение даже при использовании узкого глубины резкости, например, f/16. Эта проблема наиболее очевидна при ландшафтной и макрофотографии.
Что же делать, когда вы оказываетесь в такой ситуации? Ответ – фокус-стекинг. И в этой статье мы покажем вам, как добиться сверхчетких деталей с помощью этого метода.
Что означает стекирование фокуса?
Когда вы используете широкую диафрагму (например, f/2.8) на коротком рабочем расстоянии, глубина резкости (DOF) будет чрезвычайно малой. Другими словами, резким будет только участок фотографируемого объекта.
Но что если вы хотите, чтобы весь объект выглядел резким? Тогда на помощь приходит фокус-стекинг.
Что же такое стекинг? Проще говоря, это техника, которая объединяет несколько изображений объекта, снятых в разных точках фокусировки. В результате получается фотография, резкая от переднего до заднего плана.
Сложение фокусов часто встречается в макрофотографии, ландшафте, иархитектуры изображения могутполучить выгоду от фокус-стекинга. Но эта техника также популярна в продуктовой и натюрмортной фотографии, среди прочих.
Выбор идеальной диафрагмы для фокус-стекинга
Для стекинга фотографий идеальной диафрагмой является f/5.6 или f/8, поскольку они имеют оптимальную глубину резкости. Все, что выше и ниже этих значений, может привести к появлениюаберраций.
Если вы используете макрообъектив, DOF все равно будет неглубоким, даже если вы установите диафрагму на f/8.
Почему бы не использовать более узкую диафрагму?
Почему вы не можете просто использовать меньшую диафрагму (f/16) для создания большей глубины резкости? Ну, меньшая диафрагма действительно поместит в фокус гораздо большую часть объекта съемки.
Но если вы снимаете с близкого расстояния, даже самой узкой диафрагмы недостаточно, чтобы получить все резким.
Дифракция также может быть проблемой. Если вы стремитесь к максимальной детализации, вы ограничены диафрагмой ниже ~ f/11. Если вы выйдете за эти пределы, ваше изображение также начнет терять резкость.
Помимо DOF, вам также необходимо учитывать условия освещения. Возможно, вам понадобится более широкая диафрагма, чтобы впустить больше света. Но это также приведет к малой глубине резкости. Поэтому фокус-стекинг – единственный способ создать резкое изображение.
Как сфокусировать стек: Фотографирование объекта
Так как же делать фотографии с фокус-стекингом? Давайте рассмотрим все шаги ниже.
Шаг 1. Установите камеру наштатив.
Шаг 2. Скомпонуйте изображение, обрамляя объект съемки. Объект съемки должен несколько отходить от вас/камеры.
Шаг 3. Определите правильную экспозицию. Ваша камера должна находиться в ручном режиме (M).
Шаг 4. Ваше ISO должно быть как можно ниже.
Ступень 5. Здесь короткая выдержка не является проблемой (именно поэтому у нас есть штатив, помимо всего прочего).
Шаг 6. Установите камеру в режим Live View. Это поможет вам легче сфокусироваться на объекте.
Шаг 7. Точка фокусировки должна находиться на самой близкой части объекта съемки. Используйте зум камеры (символ dont zoom with the lens) для предварительного просмотра фокуса.
Шаг 8. Используйте кольцо фокусировки для обеспечения оптимальной резкости. Сделайте снимок.
Шаг 9. Используйте режим live view для установки фокусной точки на следующем участке, который был размыт на предыдущем снимке. Продолжайте делать снимки, пока не достигнете кончика объекта, который вы хотите сохранить резким. Не перемещайте камеру, штатив или любые другие настройки, иначе вы получите несовместимые результаты.
Шаг 10. Повторяйте шаги 5 и 6, пока не охватите всю тему. Используйте приведенные ниже изображения в качестве справочника.
NB: Для достижения оптимальной резкости лучше всего использовать от 6 до 30 изображений.
В зависимости от того, что вы фотографируете, весь процесс может занять от 5 минут до 30 минут. Но будьте терпеливы, потому что результат будет стоить вашего времени.
Здесь представлены изображения, с которыми я буду работать для этой демонстрации. Красный круг указывает на их текущую фокальную плоскость.
Как сфокусировать стек в Photoshop
Для редактирования изображений вам понадобится Photoshop или специализированное программное обеспечение, например Helicon Soft. Здесь мы покажем вам, как сделать это в Photoshop.
NB: Всегда лучше иметь самую обновленную версию Photoshop. Но любая версия, начиная с Photoshop CS6, позволит вам это сделать.
Откройте Photoshop. Перейдите кОткроется панель Load Layers. Выберите “Обзор”, чтобы найти свои файлы.
При добавлении файлов убедитесь, что вы установили флажок Attempt to Automatically Align Source Images. Это позволит Photoshop автоматически выровнять изображения. После нажатия кнопки OK Photoshop поместит все ваши изображения в слои.
В панели слоев вы увидите все изображения в виде слоев.
Нам нужно выделить все сложенные изображения. Выберите первое изображение, удерживая нажатой кнопку мыши, и щелкните на последнем изображении. Это действие выделит все фотографии.
Перейдите кВам нужно выбрать между панорамой и стеком изображений. Убедитесь, что выбраны бесшовные тона и цвета.
Заливка с учетом контента Прозрачные области заполнят части изображений, в которых не хватает информации. Это можно обойти и обрезать изображение позже.
Изображение загрузится. Photoshop найдет самые резкие участки на каждой фотографии и замаскирует их. Будьте терпеливы.
Здесь представлено мое окончательное изображение после некоторого кадрирования и увеличения яркости. Как вы можете видеть, каждая часть игрушечного автомобиля резкая.
Как сфокусировать стек в Helicon Soft
Проблема Photoshop в том, что он дает непоследовательные результаты, особенно если вы фокусируете вручную. Поэтому если вам нужна большая точность, вам нужно использовать Helicon Soft. Он полностью автоматизирован, поэтому все, что вам нужно сделать, это нажать на кнопку спуска затвора, а остальное он сделает сам.
Helicon Soft предлагает две отдельные программы для стекинга, которые вы можете приобрести в комплекте. Первая – Remote, которая управляет вашей камерой автофокусом. И второй – Фокус, который объединяет все изображения. Ниже мы покажем вам, как использовать оба варианта.
Helicon Remote
Поместите камеру на штатив и включите автофокус.
Открыть удаленно.
Подключите его к компьютеру через телеграфный кабель. Программа обнаружит его автоматически, и вы увидите на экране изображение в реальном времени.
Настройте диафрагму, ISO и выдержку в разделе “Настройки камеры”.
Нажмите на автофокус во вкладке инструментов вверху.
Нажмите на значок A в разделе “Брекетинг фокуса”.
Выберите участок объекта, расположенный ближе всего к объективу, в качестве начальной точки фокусировки. Снова нажмите на A, чтобы зафиксировать фокус.
Нажмите на значок B и выберите участок объекта, который находится дальше всего от объектива. Нажмите на B еще раз, чтобы зафиксировать фокус.
Нажмите кнопку Начать съемку на вкладке инструментов в верхней части экрана. Пульт начнет делать снимки автоматически.
После того как Remote закончит съемку фотографий, появится диалоговое окно. В нем вас спросят, хотите ли вы открыть фотографии в фокусе. Нажмите Ок, чтобы открыть Фокус.
Фокус геликона
Подождите, пока изображения загрузятся в Focus.
Нажмите на Render, чтобы объединить все фотографии (это займет несколько мгновений).
Нажмите на последнее изображение в правой части кадра, чтобы просмотреть его.
Если вам нравится конечное изображение, нажмите на Файл и выберите Сохранить.
Вы также можете делать фотографии вручную без использования Helicon Remote. Все, что вам нужно сделать, это загрузить изображения в Focus и выполнить те же действия.
Есть множество других параметров, которые можно настроить в Remote и Focus. Но те шаги, которые я вам показал, – это те, которые вы будете использовать чаще всего.
Сложение фокусов в камере
Некоторые новейшие фотокамеры теперь также предлагают функцию фокус-стекинга. К числу популярных камер с этой функцией относятся Canon Eos RP, а также Nikon Z6, Z7 и D850. Новейшие камеры Panasonic Lumix и Olympus OM-D также имеют такую возможность.
Процесс суммирования может отличаться в зависимости от камеры. Поэтому обратитесь к руководству по эксплуатации, чтобы узнать, как выполнять стекирование на вашем устройстве.
Чтобы включить эту функцию на моем Nikon Z6, я захожу в Меню и выбираю Съемка со сдвигом фокуса.
Следующим шагом я настраиваю количество снимков, ширину шага фокусировки и интервал после следующего снимка.
После завершения настройки я выбираю точку фокусировки, ближайшую к объективу, и нажимаю на кнопку спуска затвора. Затем я загружаю их в Photoshop или Helicon, и все!
Заключение
Сложение фокусов удивительно полезно в очень многих ситуациях. Оно позволяет управлять фокусом так, как это не могут сделать только объектив и камера. Кроме того, эту технику легко освоить, тем более что программы для фокус-стекинга делают половину работы. Поэтому не торопитесь ее осваивать – это один из тех навыков, которые вам постоянно понадобятся.