Комбинирование или стекирование группы похожих изображений – распространенная техника фотографии. Именно поэтому эта статья посвящена изучению того, как использовать фокус-стекинг в макросъемке.
Это часто используется для уменьшения шума (например, в астрофотографии). Или для удаления нежелательных отвлекающих элементов, имитации длительной экспозиции или создания различных спецэффектов.
В макрофотографии получаются резко сфокусированные изображения. Вся глубина объекта от переднего до заднего плана находится в фокусе.
Что такое глубина резкости и какое отношение она имеет к суммированию изображений
Современные DSLR не закрывают диафрагму объектива до момента съемки. Но вы не видите, какое влияние меньшая диафрагма оказывает на глубину резкости во время создания снимка.
Для предварительного просмотра эффекта используйте кнопку предварительного просмотра глубины резкости, если она есть у вашей камеры. При меньшей диафрагме в фокусе оказывается больше сцены. Особенно если вы переключите камеру в режим live view без моделирования экспозиции.
Если в вашей камере нет кнопки предварительного просмотра глубины резкости, сделайте пробный снимок.
Такие же настройки изменят глубину резкости и в макросъемке. Но это будет не так сильно, как вы ожидаете.
Вы можете иметь достаточную глубину резкости для обычного объекта, например, человека, находящегося на расстоянии нескольких метров. Но она будет уменьшаться по мере приближения камеры к объекту съемки.
Это представляет особую сложность при макросъемке. Получение большого изображения маленького объекта на матрице означает приближение камеры к объекту съемки.
Для увеличения глубины резкости можно использовать небольшую диафрагму. Но закрытие ее до минимума приведет к дифракции. И это смягчит полученное изображение.
Нередко глубина резкости при макросъемке составляет всего несколько миллиметров. Даже при использовании небольшой диафрагмы.
Для получения наиболее резких результатов установите диафрагму объектива примерно на середину диапазона. Это оптимальное значение.
Вы избежите дифракционной мягкости. И очень малой глубины резкости при съемке на максимальной диафрагме.
Даже при оптимальной диафрагме глубина резкости может быть небольшой. Макрообъектив Canons MP-E 65 мм способен увеличивать изображение от x1 до x5. Но его глубина резкости при полном увеличении составляет 40 микрон.
С помощью настроек камеры и объектива можно продвинуться очень далеко. Вместо этого вам нужен более сложный подход, который и обеспечивает стекирование изображений.
Как использовать стекирование изображений, чтобы обойти ограничения DoF Чтобы обойти ограничения DoF, сделайте несколько фотографий одного и того же объекта. Изменяйте фокус каждой экспозиции, чтобы получить последовательность резко сфокусированных фрагментов.
Они будут варьироваться от ближайшей до самой отдаленной точки по выбранной вами теме.
Получив серию изображений, вы можете объединить сфокусированные участки на каждой фотографии. В результате получится одно резкое изображение, где весь объект находится в резком фокусе спереди и сзади.
Это теория. На практике все гораздо сложнее, чем смешивание серии изображений.
Взять, к примеру, эту макросъемку печатной платы. Возможно, было бы проще сделать эту фотографию в квадрате на плате.
Это означает, что большинство компонентов будут находиться на одинаковом расстоянии от камеры и в фокусе в одно и то же время. Но вы можете получить более интересный результат, снимая под низким углом близко к одному краю доски.
Проблема в том, что даже при f/16 глубина резкости слишком мала.
Передний план резкий. Но более отдаленные компоненты в верхней части кадра расфокусированы.
Нужна серия изображений, которые переключают внимание на изображение.
Процедура проста:
- Настройте камеру на ручную фокусировку и ручную экспозицию. Используйте небольшую диафрагму, попробуйте “сладкое пятно” вашего объектива.
- Сфокусируйтесь на переднем плане, как показано выше, и сделайте первую экспозицию. Затем рассмотрите результат на задней панели камеры. Обратите внимание, где находится самая дальняя резкая область. Перефокусируйте объектив на эту точку, чтобы наложить старую глубину резкости на предыдущую.
- Сделайте следующую экспозицию и повторяйте, пока не достигнете самого дальнего предела. Количество снимков зависит от глубины резкости. В этом примере я покрыл область четырьмя снимками.
Посмотрите на эти четыре изображения. Вы заметите, что не только фокус меняется от одного изображения к другому.
Камера и объект съемки остаются в фиксированном положении. Но размер и положение каждого компонента меняется от одной фотографии к другой.
Это особенно очевидно на заднем и переднем плане.
Когда вы меняете фокус, вы также изменяете размер изображения на матрице на небольшую величину.
Это не то, что можно заметить невооруженным глазом. В мире макросъемки это может стать существенной проблемой при попытке смешивания изображений.
Смешивание последовательности изображений
В данном примере смешивание представляет собой двухэтапный процесс. Сначала мы должны справиться с различиями в размере и положении изображений. После этого мы можем выбрать области с максимальной резкостью из каждого изображения.
Вы можете смешивать изображения в Photoshop или с помощью специального программного обеспечения.
Рассмотрим, как это сделать в Photoshop, а затем изучим специальное приложение для фокус-стекинга.
Сложение фокусов с помощью Photoshop и Lightroom
Если вы работаете в Lightroom, выберите все изображения, которые вы хотите сложить в библиотеку. Щелкните одно из них правой кнопкой мыши и выберите Edit In | Open as Layers in Photoshop.
Не путайте фотографический термин стекирования в Lightroom с тем, что мы пытаемся сделать здесь.
Термин Lightroom относится только к способу группировки фотографий в режиме просмотра библиотеки и не имеет никакого отношения к слоям.
Если вы работаете в Photoshop, перейдите в меню Files | Scripts | Load Files into Stack.
Если вы сохранили последовательность изображений в папке, вы можете выбрать папку. Или можно просмотреть отдельные фотографии.
Убедитесь, что вы установили флажок Попытка автоматического выравнивания исходных изображений. Это позволит скорректировать различия в эффективном размере каждой фотографии.
Вы потеряете часть изображения по краям. Но если этого не сделать, Photoshop попытается смешать различные слои как есть.
В результате получится вот такое ужасное изображение.
Выравнивание изображений
Вы должны увидеть фотографии, расположенные в палитре слоев и готовые к обработке. Возможно, вы уже выбрали выравнивание слоев во время импорта.
Вы видите, что Photoshop уменьшил размеры некоторых слоев. Теперь они имеют прозрачные границы. Такое изменение размера облегчает выравнивание.
Что делать, если вы импортировали изображения из Lightroom? Теперь вам нужно будет указать Photoshop, как их выровнять.
Для этого щелкните нижний слой, а затем щелкните верхний слой со сдвигом, чтобы выбрать их все.
Затем в верхнем меню выберите Edit | Auto-Align Layers (Редактирование | Автовыравнивание слоев) Выберите опцию Auto (Авто) и нажмите OK.
Смешивание изображений
Сейчас Photoshop должен проанализировать высокие пространственные частоты на каждом из изображений. И замаскировать низкочастотные пространственные частоты.
Это намного проще, чем кажется. Выберите все слои и в главном меню выберите Edit | Auto-Blend Layers
Выберите “Стек изображений”, установите оба других флажка и нажмите OK. Через несколько секунд Photoshop создаст маски слоев. Они покажут резкие области каждого слоя.
После этого Photoshop объединит эти слои в новый объединенный слой. Он появится в верхней части палитры слоев.
Вам нужно будет обрезать полученное изображение, чтобы удалить некоторые размытые края.
В итоге у вас должно получиться что-то резкое по всей глубине темы.
Сложение фокусов с помощью Helicon Focus
Если у вас нет Photoshop, есть другие варианты. Они не только выравнивают и смешивают сложенные в фокус изображения, но и автоматизируют большую часть процесса.
Самым известным из них является Helicon Focus. На самом деле это два программных приложения Helicon Focus и Helicon Remote.
Пульт Helicon Remote управляет камерой через кабель. Это необходимо для пошаговой фокусировки объектива, съемки фотографии и передачи каждого сфокусированного фрагмента на компьютер.
Helicon Focus складывает серию изображений. Он выполняет все настройки, необходимые для получения составного результата.
Приведем краткое описание процесса. Переведите камеру в ручной режим (чтобы программа могла управлять ею) и подключите ее к компьютеру.
Helicon Remote должен распознать его и переключить камеру в режим Live View. Таким образом, вы сможете увидеть объект съемки на экране компьютера.
Следующим образом используйте элементы управления в разделе фокусировки (выделены красным цветом выше), чтобы сфокусировать объектив на ближайшей точке. Сохраните настройку, нажав кнопку A.
Затем с помощью элементов управления фокусом переместите фокус в самую дальнюю точку, которая должна быть в фокусе, и нажмите кнопку B.
Helicon Remote может рассчитать, сколько фотографий вам нужно и при каких настройках фокуса. Он делает это на основе настроек экспозиции, которые вы установили в разделе выше.
На этом этапе вы можете экспериментировать с различными углами и освещением. Вы только настраиваете диапазон регулировки фокуса.
Для более сложного теста я решил включить клавиатуру на своем синтезаторе. Я также использовал стандартный 50-мм объектив для этого снимка, а не макрообъектив. Это было сделано для того, чтобы показать, что фокус-стекинг не ограничивается макросъемкой.
Когда вы удовлетворены композицией, вы можете передать работу Helicon Remote.
Нажмите кнопку Start Shooting в верхней части экрана. Helicon Remote установит фокус. И спустит затвор для необходимого количества фотографий.
По мере съемки каждая фотография будет переноситься на компьютер, поэтому вам даже не понадобится карта памяти. После съемки всей последовательности изображений программа предложит вам открыть эти изображения в Helicon Focus.
Потом вам будет представлен список уменьшенных изображений компонентов. Также есть несколько опций, управляющих процессом смешивания.
При нажатии кнопки Render запускается выбранный алгоритм смешивания. Это займет около минуты. Вы можете наблюдать, как он поочередно выделяет резкие области каждого компонента изображения.
Здесь результат:
Заключение
Сложение фокусов особенно полезно при макросъемке. Но это также отличный инструмент для получения резких изображений с помощью любого объектива.
Не ограничивайте себя макрообъективами, попробуйте использовать их с широкоугольными и телеобъективами.
Попробуйте использовать эту технику в ландшафтах или съемке продуктов. Любая ситуация, когда вы можете изменить фокус в серии снимков, хороша для практики.