Бесплатные карточки-шпаргалки для изучения фотографии

Как выбрать наилучшее соотношение сторон для пейзажных фотографий

Поделитесь статьей

Соотношение сторон – это форма вашего изображения. Это соотношение между шириной и высотой кадра.

Вы не ограничены собственным соотношением сторон вашей камеры и видоискателя. Творчески используя соотношение сторон, вы можете повлиять на то, как зрители интерпретируют ваши изображения.

Давайте рассмотрим имеющиеся у вас возможности выбора и лучшее соотношение сторон для ландшафтной фотографии.

горный пейзаж
Пландшафт в соотношении сторон 4:3. Здесь обрезаны левая и правая стороны, но визуальный интерес представляет центр кадра.

Что такое соотношение сторон?

Соотношение аспектов – это отношение ширины к высоте вашего изображения. Это отношение выражается в виде пропорции. Распространенными соотношениями являются 1:1, 3:2, 4:3, 5:4, 16:9 и 2:1. Соотношения могут быть любыми. 3:2 – это то же самое, что и 2:3.

Соотношение сторон 1:1 означает, что высота и ширина вашего изображения одинаковы. У вас квадрат. Соотношение сторон 3:2 означает, что одна сторона изображения на 50% длиннее другой. Соотношение сторон 3:1 означает, что одна сторона в три раза длиннее другой.

соотношение сторон горного пейзажа 1:1 2:1 3:1 16:9
Сравнение соотношений сторон 1:1, 16:9, 2:1 и 3:1. Обратите внимание, что включено, а что вырезано из кадра.

Каждое соотношение сторон может быть преобразовано во множество размеров. Например, фотография формата 810 имеет соотношение сторон 4:5. Фотографию с таким соотношением можно напечатать в формате 45, 810 или 1620. Пропорции и форма изображения будут одинаковыми.

Соотношение сторон также преобразуется в пиксели. Размер вашей матрицы определяет количество пикселей по каждому краю. Но соотношение пикселей будет соответствовать собственному соотношению вашей камеры. Например, моя камера с разрешением 24 МП создает изображения размером 60004000 пикселей. Это соотношение 3:2.

Ландшафтная и портретная ориентация

Изображение может быть в ландшафтной ориентации, когда ширина больше высоты. Или в портретной ориентации, когда высота изображения больше ширины. И то, и другое может работать в пейзажной фотографии. Если интерес представляет вертикальная ориентация, лучше выбрать портретную ориентацию. Если интерес представляет горизонтальная ориентация, то лучше выбрать альбомную ориентацию.

водопад пейзажная ориентация
Визуальный интерес в этом пейзаже представляет вертикальный водопад. Снимая его в пейзажной ориентации, вы включаете в кадр большую часть окружающего леса. В результате водопад выглядит меньше.
водопад портретная ориентация
В портретной ориентации увеличьте вертикальный водопад, чтобы он стал центральной частью изображения. Конечно, вы все еще можете видеть окружающий лес, но он не будет занимать такую большую часть кадра.

Выбор соотношения сторон в пейзажной фотографии

Ваша камера имеет соотношение сторон по умолчанию. Для многих камер это соотношение равно 3:2. При использовании Micro Four Thirds ваша камера снимает в соотношении 4:3 (четыре трети). Это соотношение также используется в iPhone и других мобильных камерах.

Ваша камера использует это соотношение по умолчанию, но вы не обязаны сохранять эту форму изображения. Некоторые камеры могут переключаться с родного соотношения сторон. Например, iPhone может легко переключаться между 4:3, 1:1 и 16:9.

screenshot iPhone camera aspect ratio
Камера iPhone позволяет переключаться между соотношениями сторон

Преимущество заключается в том, что вы можете быстро увидеть, как различные соотношения сторон меняют воздействие вашего изображения. Но не ограничивайте свои возможности. Позже вы можете решить изменить форму изображения.

В полевых условиях полезно иметь возможность представить, как выглядит композиция в разных соотношениях. Но многие фотографы используют свое родное соотношение сторон в полевых условиях. Затем, позже, при постобработке, меняют соотношение сторон. Но перед съемкой нужно иметь представление о том, какое соотношение сторон лучше всего подходит. Нет ничего хуже, чем получить изображение дома и обнаружить, что вы не оставили достаточно места для кадрирования. Изображение может нуждаться в обрезке, и вы должны быть уверены, что запечатлели достаточно сцены, чтобы обеспечить гибкость при постобработке.

Обрезка при постобработке

В полевых условиях полезно иметь возможность представить, как выглядит композиция с различными формами. Но многие фотографы в полевых условиях используют исходное соотношение сторон своих камер. Затем они изменяют форму изображения в процессе постобработки.

Но перед съемкой нужно иметь представление о том, какая форма кадра подойдет лучше всего. Нет ничего хуже, чем потом обнаружить, что вы не оставили достаточно места для кадрирования. Вы хотите запечатлеть достаточную часть сцены, чтобы обеспечить гибкость при постобработке. Многие программы для редактирования фотографий имеют встроенные пресеты для кадрирования по соотношению сторон.

Lightroom screenshot aspect ratios
Скриншот инструмента обрезки Lightroom. В Lightroom есть предустановки соотношения сторон, или вы можете создать свой размер.

При кадрировании с соблюдением соотношения сторон можно настроить расположение основных элементов композиции в кадре. Можно увеличить масштаб и убрать лишнее пространство и отвлекающие элементы вокруг центра интереса. Можно переместить объект съемки влево или вправо, вверх или вниз по кадру. Можно даже перевернуть изображение, если так будет лучше.

Какое соотношение сторон лучше всего подходит для пейзажной фотографии?

На самом деле не существует наилучшего соотношения сторон для пейзажной фотографии. Лучшее соотношение зависит от того, где в вашей композиции находится визуальный интерес. У каждого из стандартных соотношений сторон есть свои плюсы и минусы. Некоторые из них будут лучше работать с одними сценами, чем с другими.

Особенно обратите внимание на элементы переднего плана. Также обратите внимание на то, какой вклад вносит небо в общую композицию. Некоторые формы изображения дают слишком много неба в пейзажах. Если небо неинтересно, то его включение снижает эффект от фотографии. Если небо ничего не добавляет к изображению, используйте другое соотношение сторон и вырежьте его.

Если большая часть визуального интереса лежит слева направо вдоль горизонта, используйте форму, которая подчеркивает ширину фотографии. Лучше всего подойдет панорамное соотношение сторон, например 16:9. Если интерес представляют как вертикальные, так и горизонтальные объекты, используйте соотношение, которое уравновешивает высоту и ширину. Лучше всего использовать соотношение сторон 4:5. Это может произойти, если у вас есть элемент переднего плана или если на фотографии интересное небо.

водопад 4:3 соотношение сторон
Это изображение имеет как вертикальный, так и горизонтальный интерес. Соотношение сторон 4:3 подчеркивает и то, и другое.

Квадрат с соотношением сторон 1:1

Начнем с квадратного соотношения сторон 1:1, которое популярно в социальных сетях. Эта форма изображения также была очень популярна в среднеформатных пленочных камерах. Используйте эту форму, когда есть четкий центр интереса. Также, когда визуальный интерес одинаков по вертикали и горизонтали. В центре внимания находится центральный объект.

Водопад с соотношением сторон 1:1
Соотношение сторон 1:1 лучше всего подходит для изображений с центральной частью, которая интересна как по вертикали, так и по горизонтали.

Прямоугольные соотношения сторон 4:5, 4:3 и 3:2

Многие из распространенных соотношений сторон являются прямоугольными. Одна сторона длиннее другой, но они могут быть почти квадратными. Используйте одно из этих соотношений, когда в сцене есть вертикальный и горизонтальный интерес.

У вас может быть пейзаж, простирающийся за горизонт. Но у вас также может быть интересное небо или элемент переднего плана. Если в вашем изображении есть глубина, то выбирайте соотношение сторон, которое имеет некоторую высоту и ширину.

песчаные дюны прямоугольное соотношение сторон
Этот пейзаж имеет много высоты, а также горизонтальный интерес. Сравните оригинальное соотношение сторон 3:2 и кадрирование для соотношений сторон 5:4 и 4:3.

С помощью зум-объектива можно скомпоновать сцену в камере, используя исходное соотношение сторон. Впоследствии не потребуется обрезка.

Это обычные соотношения сторон, но изображения могут выглядеть немного сжатыми. Это или слишком много непривлекательного неба.

Панорамное соотношение сторон 16:8, 2:1 и 3:1

Когда мы описываем фотографию как панорамную, мы говорим не об одном соотношении сторон. Многие соотношения попадают в категорию панорама. Их объединяет длинная, тонкая форма, обычно в альбомной ориентации. Обычное соотношение для панорам – 16:9. Но 2:1 (16:8) также часто встречается. У вас могут быть и другие варианты панорам, например 16:10 или 3:1.

панорама горной сцены соотношение сторон
16:9 к горе и отражение лежит вдоль горизонта, что делает ее идеальной сценой для панорамы.

В пейзажной фотографии панорамы часто имеют альбомную ориентацию. Но это не обязательно так. Например, если у вас есть вертикальная линия интереса, например, снимок Млечного пути с элементом переднего плана, вертикальная панорама может быть подходящей формой для вашей сцены.

осиновые деревья вертикальная панорама
Панорама в портретной ориентации может быть правильной формой, когда пейзаж имеет узкий, вертикальный интерес.

Панорамы часто создаются путем сшивания многих изображений вместе. Некоторые фотоаппараты имеют настройку панорамы. Вы панорамируете над сценой, а камера автоматически делает и объединяет множество фотографий.

Или вы можете вручную сделать отдельные снимки по всей сцене. Затем сшить их вместе с помощью программ редактирования фотографий, таких как Adobe Lightroom или Photoshop.

Нестандартные соотношения сторон

Каждое изображение имеет отношение ширины к высоте. Но это соотношение не обязательно должно соответствовать одному из общепринятых соотношений. Существует множество распространенных соотношений сторон, но вы не обязаны их использовать. Вы можете обрезать изображение до любой формы, чтобы подчеркнуть уникальность композиции. Вам не нужно отсекать все интересное или включать неинтересные аспекты сцены.

Сложнее печатать и обрамлять изображения нестандартной формы. Но если вы в основном демонстрируете изображения в Интернете, то использование традиционного соотношения сторон может не иметь значения.

маяк нестандартное соотношение сторон
Вы можете обрезать изображение до любой формы, даже если оно не соответствует стандартному соотношению сторон.

Печать соотношения сторон

Еще один момент, о котором следует подумать при выборе соотношения сторон для пейзажной фотографии. План печати и обрамления пейзажных фотографий также влияет на выбранную вами форму. Распространенные соотношения сторон на фотокамерах не обязательно соответствуют распространенным размерам для печати или обрамления.

Одним из наиболее распространенных соотношений сторон в цифровой фотографии является 3:2. Вы можете печатать изображения с соотношением сторон 64, 128 и 1812. Их можно распечатать, но найти паспарту и рамки для них может быть сложнее. Соотношение сторон 4:5 гораздо более распространено в кадрировании. Для этого соотношения сторон широко доступны размеры 810 и 2430.

Печать квадратных снимков более распространена благодаря социальным сетям. Панорамы будет сложнее печатать и оформлять. Печать изображений нестандартной формы, скорее всего, потребует изготовления паспарту и рамок на заказ. Это может оказаться дорогостоящим. Можете так же подумать о добавлении пробельных элементов вокруг изображения для создания стандартной формы.

горная сцена белая рамка
Добавьте белое пространство вокруг изображения, чтобы придать ему более стандартную форму для печати и обрамления.

Заключение

Выбор оптимального соотношения сторон для пейзажных фотографий зависит от композиции. Форма вашего изображения должна усиливать композицию и удерживать внимание зрителя в кадре. Возможно, вы обнаружите, что тяготеете к одному соотношению сторон. Или вы можете варьировать соотношение сторон для разных сцен.

Если вы готовы узнать больше о пейзажной фотографии, ознакомьтесь с нашей электронной книгой.

Вам также может быть интересно

бесплатные карточки шпаргалки по фотографии

Бесплатные карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Не уходите, у нас подарок!

Бесплатные карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии