Эта статья посвящена фотосъемке в сафари. Вот как справиться с неожиданными трудностями и сделать отличные снимки.
Что ожидать во время африканского сафари
Поздний солнечный свет падал на кустарниковый лес и саванну в сухих кустарниковых зарослях Савути в национальном парке Чобе, Ботсвана. Я находился в автомобиле Landcruiser, который медленно ехал вперед к паре львов-самцов.
Два огромных кота, родные братья и сестры, были доминирующими животными в большом прайде. Они пользовались привилегией своего старшинства, чтобы дремать до позднего вечера.
Даже с наступлением сумерек и приближением времени их ночной охоты двое все еще выглядели сонными.
Мы остановились всего в пятнадцати футах от него, и гид сафари заглушил двигатель. Я поднял камеру к глазам, сделал портрет с помощью объектива 500 мм и стал ждать.
Когда один из львов повернул ко мне глаза, устанавливая зрительный контакт, я щелкнул затвором.
В этом взгляде не было угрозы. Просто тихий момент любопытства, пока его внимание не переключилось на что-то другое.
Этот портрет льва-самца остается одним из моих любимых. Не из-за самого изображения, а потому что он напоминает о том моменте моего первого фото в сафари.
Это хорошая память.
Африка удивила меня. Как фотограф, живущий на Аляске, я избалован дикой природой. На фотосеминарах и выездах в дикую природу, которые я провожу, медведи, карибу, лоси и другие представители северной мегафауны являются практически ежедневными объектами для фотографий.
Африка, как мне казалось, была слишком фотографируемой, слишком популярной и, в общем, перегруженной. Я предпочитаю север.
Через час после прибытия в Ботсвану мое чувство превосходства развеялось, как утренний туман. Оказалось, что Африка действительно находится в своей собственной лиге.
Трудности фотографии в Африке сильно отличаются от тех, к которым я привык. Подойти близко к животным легко. Делать снимки харизматичной дикой природы в золотом свете тоже легко.
Трудности были связаны с жарой и резким светом, пылью, редкими возможностями фотографировать пейзаж. И находить перспективы, которые не выглядели так, будто их снимали с заднего сиденья автомобиля (хотя так оно и было).
Сделать уникальные сафари-снимки существ, сфотографированных тысячи раз, было непросто. Жаль, что я не знал некоторых из этих вещей до того, как совершил свое первое путешествие в Африку. По крайней мере, теперь я их знаю и не буду так неподготовлен в будущем.
Оборудование для сафари-фотографии
Ни одно обсуждение фотографии в таком месте, как Африка, не будет полным без хотя бы упоминания об оборудовании.
Начну прямо здесь: возьмите две камеры.
Африка – пыльное место, особенно в сухой сезон. Поскольку большую часть времени вы проведете на заднем сиденье открытого автомобиля для сафари, пыль – это двойной удар.
Каждый раз, когда вы меняете объективы, вы открываете свою камеру для проникновения вечно присутствующей пыли.
Чем реже вы меняете стекло, тем лучше.
Иметь наготове две камеры с разными фокусными расстояниями – отличный способ минимизировать смену объективов. Я выбрал для своей основной камеры фикс 500 мм. Любой длиннофокусный объектив или зум подойдет.
Во вторую камеру я устанавливал либо широкоугольный или стандартный зум, либо средний телеобъективы с зумом 70-200 или эквивалентным ему.
Нужен ли вам трипод? Это частый вопрос, и ответ на него – “да”. Полезность штатива зависит от ваших интересов.
Если вас интересует дикая природа, то, возможно, нет. Почти все ваши съемки будут происходить с заднего сиденья автомобиля.
Но если вы, как и я, интересуетесь ландшафтами и ночной фотографии, то, во что бы то ни стало, возьмите с собой компактный трипод.
Последнее слово о снаряжении: Не перегружайте вещи. Вы будете много двигаться, и чем больше у вас вещей, тем больше вам придется нести.
Все свое фотооборудование я носил в рюкзаке для фотоаппарата среднего размера. После того как я протащил его и остальной багаж через полдюжины аэропортов, на такси, автобусах и поездах, я благодарен, что не взял с собой больше.
Тепло и свет
Я живу на Аляске. Но я провел много времени в тропиках. Я провел несколько месяцев, фотографируя в Южной и Центральной Америке, и мне казалось, что я понимаю экваториальный свет.
На открытой местности Африки день наступает так неожиданно, а свет исчезает так быстро, что я был потрясен. Сказать, что часы сладкого света были короткими, было бы преуменьшением.
Среди моих любимых снимков на сафари, я подозреваю, 90% были сделаны в течение первого или последнего часа дня. Многие часы между ними, хотя и были полны дикой природы, были жаркими и яркими.
В сухой сезон, когда большинство путешественников посещают Африку, дни часто безоблачные, с часами яркого солнечного света.
Чтобы добиться успеха на сафари, нужно рано вставать. Каждый день я просыпаюсь до появления первых птиц, поднимаюсь из палатки и выхожу в темноту.
После быстрой чашки кофе и небольшого завтрака я забираюсь в машину, как только рассветает. Цель – всегда быть в поле, среди животных, до того, как первые солнечные лучи зажгут пейзаж.
Встаньте пораньше и будьте на улице во время вечернего золотого часа. Каждый. Каждый. День. Ваше время на сафари покажется вам коротким, и пропущенную утреннюю или вечернюю сессию невозможно будет восстановить.
Но это не значит, что вы не должны снимать в жаркое время дня. Да, большинство моих любимых снимков были сделаны в золотые часы. Некоторые из них, как и те, что представлены в данном разделе этой статьи, были сделаны в жарких, ярких условиях.
Я считаю, что черно-белое преобразование можно использовать для того, чтобы максимально использовать резкие контрасты прямого солнечного света в середине дня.
Подумайте, какие истории вы хотите рассказать. Помните, что жара и яркий свет – такая же часть Африки (возможно, даже больше), как и прохладные утренние и вечерние часы.
Сезоны и погода
Большая часть Африки является муссонной, ее климат определяется дождливым и сухим сезонами. Сухой сезон предпочитают большинство путешественников по ряду причин.
К ним относятся ясная погода, лучшие дорожные условия и более легкий доступ к местам съемки.
Недостатком сухого сезона, а для меня это большой недостаток, является отсутствие облаков.
Облака значительно улучшают освещение в середине дня и могут продлить время продуктивной съемки в течение дня.
Они также могут служить драматическим фоном для пейзажей саванны или широкоформатных снимков дикой природы. Но во многих частях Африки облака – редкое явление в разгар сухого сезона.
Не существует лучшего времени для посещения Африки. Это зависит от района, который вы планируете посетить, сезонности дикой природы, доступа и ваших целей в области фотографии.
В некоторых районах к концу влажного сезона сезонная трава вырастает очень высокой. Ее невозможно увидеть, а в других районах доступ к ней может быть невозможен из-за грязи и затопленных дорог.
Лучшая дата для достижения ваших фотографических целей может вас удивить. Я планирую совершить следующее путешествие в Ботсвану в начале сезона дождей, далеко за пределами пика туризма.
Ландшафты и перспективы
Сафари на автомобилях ограничивают. Я привык к возможности лечь на живот для получения снимка, встать на колени или взобраться на что-то, чтобы получить более высокую перспективу.
В Safari вы не сможете сделать ничего подобного. Ваша перспектива в 90% случаев будет ограничена вашим сидением на заднем сиденье автомобиля.
Не поймите меня неправильно, это отличный ракурс, который позволяет увидеть высокую траву и находится на уровне глаз многих крупных животных. Один и тот же ракурс день за днем надоедает.
На сафари я часто тоскую по возможности выйти из автомобиля, спуститься на землю и создать что-то новое.
Удаленные районы южной Африки – идеальные места для ночной съемки. Я сделал этот снимок всего в нескольких футах от лагеря в дельте Окаванго, Ботсвана.Это верно, когда речь идет о пейзажной фотографии. Для пейзажного фотографа, сафари – это большой вызов. Повседневная рутина настолько сосредоточена на дикой природе (как и должно быть), что возможностей для фотографирования пейзажа мало.
А в пейзажной фотографии, возможно, даже больше, чем в фотографии дикой природы, ваша позиция является ключом к успеху.
В те редкие моменты, когда у вас есть возможность передвигаться, от времени в лагере до перерывов на туалет во время дневных поездок, вам нужно воспользоваться моментом.
Вы также не должны бояться говорить и просить своего гида остановиться во время поездки. Во время моего первого сафари в Ботсване мы проезжали мимо стоянки баобабов поздно вечером.
Свет только начинал становиться приятным. Несколько рассеянных облаков усеивали небо. Когда я увидел потенциал для солнечной вспышки в центре над баобабами, я крикнул “Стоп!”.
Получившееся изображение – мой любимый пейзаж той поездки.
Используйте каждый шанс сфотографировать пейзаж и каждую возможность взглянуть на него с другой точки зрения.
Найти свою собственную композицию
Существуют сотни, если не тысячи, знаковых изображений Африки и ее дикой природы. Я уверен, что любой читатель сможет сразу же вспомнить несколько фотографий львов, слонов или леопардов.
Есть реальный риск, что приезжий фотограф будет подражать тем известным снимкам. Хитрость успешной фотографии в Африке, да и в любом другом месте, заключается в том, чтобы избавиться от этого искушения.
В первые дни своего первого африканского сафари я занимался именно этим, повторяя или пытаясь повторить уже виденные изображения.
Волнение и изобилие дикой природы привели меня в чувство самоуспокоенности. Я щелкал камерой, делая легкие снимки.
Позднее я понял, что делаю, и скорректировал свои усилия. Я старался делать изображения, которые были бы моими собственными, а не повторяли то, что уже сделал кто-то другой.
Снимки, сделанные во второй половине этой поездки, включают размытия, широкие углы и снимки животных в среде обитания.
Эти снимки, на мой взгляд, намного лучше, чем портреты вблизи и производные снимки с начала сафари.
Вдохновляйтесь работами других людей, но не забывайте создавать свои собственные образы. В конце концов, они будут значить для вас гораздо больше.
Заключение
Когда я вспоминаю момент фотографирования. Есть что-то, что я хотел бы сделать по-другому. Немного другая композиция или корректировка экспозиции, которая улучшила бы сделанные мною снимки.
Когда я вспоминаю момент со львом, когда он обратил свои золотые глаза на мою камеру, я не хочу ничего другого.
Это не потому, что изображение идеально. Это потому, что фотография напоминает о моем пребывании в Африке.
Мы можем часами обсуждать, как улучшить наши снимки, и мы должны это делать. Мы должны учитывать места, которые мы посещаем, время, необходимое оборудование, композиционные и световые задачи.
В конечном итоге, важно то, что мы чувствуем, глядя на фотографию, и опыт, который мы получили при ее создании.
В Африке возможностей для создания воспоминаний и фотографий больше, чем в других местах. Это достаточная причина, чтобы поехать и быть готовым к трудностям.
Если вас интересуют другие советы по фотографии в путешествиях, посмотрите наши посты о вдохновении японской фотографии или приключенческом фотооборудовании далее!