Портретное освещение может как сделать, так и испортить ваши фотографии. Неправильный свет может заставить объект съемки выглядеть плоским и неинтересным.
Чтобы сделать ваши фотографии интересными, вот самые важные приемы студийного освещения.
В этой статье вы также найдете несколько советов по портретному освещению, которые помогут вам в процессе работы.
Естественный свет против студийного портретного освещения
Зачастую, вся работа по установке портретного освещения может быть пугающей для новичков. Большинство думает, что работать с естественным светом будет проще.
К сожалению, это не всегда так. Выделенные искусственные светильники имеют ряд важных преимуществ:
- Они позволяют вам гораздо более гибко и творчески подходить к освещению вашей модели.
- Они дают больший контроль над экспозицией, чем окружающий свет.
Для правильной экспозиции необходимо согласовать настройки камеры с окружающим светом. Даже при смешивании накамерной вспышки и окружающего света.
Риск заключается в том, что вы можете использовать слишком длинную выдержку, особенно если у вас нет быстрых объективов f/1.4-2.8.
При искусственном освещении вы можете установить апертуру, ISO и выдержку по своему усмотрению. Я предпочитаю следующие настройки: f/8, ISO 200, 1/125. А затем вы можете регулировать силу света в соответствии с вашими потребностями.
Это проще, и я обнаружил, что могу снимать с любым объективом, доступным на рынке. В том числе и дешевыми объективами из комплекта.
Если вы не знакомы со студийным оборудованием, посмотрите эту статью о создании домашней студии.
Как использовать свет
Когда дело доходит до портретного освещения, есть мягкий и жесткий свет.
Жесткий свет отбрасывает сильные, темные и четкие тени. Мягкий свет создает более светлые тени. Имеется более постепенный переход между темными и светлыми участками изображения.
Что делает освещение в портретной фотографии жестким или мягким, так это не его источник. Это соотношение между видимым размером источника и объектом съемки.
Голая вспышка будет давать более жесткий свет, когда вы фотографируете людей.
Модификаторы света смягчат свет вспышки. Вы можете использовать зонты, софтбоксы или вспышку, отраженную от белой стены.
Последнее, что нужно знать о свете, это то, что его интенсивность убывает по закону обратного квадрата.
Скажем, расстояние между источником света и объектом съемки удваивается. Каждый раз, когда это происходит, интенсивность света на объекте уменьшается в четыре раза.
Это свойство приводит к отпадению света. Этот эффект часто используется в портретной съемке для лучшего контроля светового рисунка на модели.
Как использовать одиночные осветительные приборы
Работа с одним источником света – отличный способ изучить классические схемы освещения. Это также позволит вам больше сосредоточиться на художественной стороне портретной съемки.
Ниже вы найдете загружаемую шпаргалку. В ней показаны наиболее популярные классические установки портретного освещения.
К ним относятся:
- сплит-освещение;
- освещение петлей;
- освещение в виде бабочки;
- Освещение Rembrandt;
- освещение обода;
- и силуэтное освещение.
В этом великолепном глоссарии терминов портретной фотографии есть все необходимые вам объяснения.
Шпаргалка по настройке одиночного света
Каждая установка портретного освещения создает определенный световой рисунок на модели. Это зависит от конкретного положения света относительно носа модели.
Положение камеры влияет на соотношение освещения и тени на лице.
Использование нескольких установок света
Таким образом профессиональные фотографы-портретисты снимают студийные портреты. Более тонкие и сложные световые рисунки возможны при использовании нескольких светильников.
С помощью более чем одного светильника вы также можете отделить свою модель от фона.
Различные светильники в таких установках получают свои названия в зависимости от их функций:
- Ключевой свет – основной свет для сцены. Он определяет световой рисунок. И это первый номер, указанный в соотношении освещения (например, при соотношении освещения 4:1 ключевым светом является свет №4).
- Заполняющий свет Используется для заполнения (осветления) теней, заполняющий свет обычно слабее ключевого.Это второй номер, указанный в соотношении освещения (например, при соотношении освещения 4:1 заполняющий свет является номером 1).
- Свет для волос/разделения/оправы Эти светильники не дают модели слиться с фоном. Обычно они располагаются сбоку, позади модели. Они подчеркивают части фигуры и контуры.
- Фоновый свет Фоновый свет особенно полезен для портретов в высоком ключе. Вы также можете использовать его в качестве разделительного света в световых установках с несколькими источниками света. Или, вместе с цветными гелями, он может изменить цвет фона.
Световые приборы также позволяют легко изменять контрастность изображения. Они изменяют соотношение света между основным и заполняющим светом.
Высококонтрастные изображения с соотношением ключевого и заполняющего освещения 8:1 и более лучше всего подходят для мужских моделей. Более сбалансированные соотношения, такие как 4:1 или 3:1 или меньше, больше подходят для женских моделей.
Помните, что это – рекомендации. В фотографии допустимо нарушение правил или их отклонение.
Самые распространенные схемы освещения для портретов
Посмотрим, как применить на практике основные концепции, рассмотренные выше. Рассмотрим несколько типичных световых моделей.
Освещение сплитов и героев
Этот высококонтрастный световой рисунок часто используется для создания портретов в стиле низкого ключа.
Раздельное освещение – это квинтэссенция бокового освещения. Оно также является самым простым из всех видов освещения.
Наведите одну оголенную вспышку на плечо модели и сделайте снимок спереди от модели.
Интересная вариация возникает при зеркальной установке вспышки, как в схеме ниже.
Это создает так называемую схему освещения героя.
Эта установка получила свое название благодаря мощному настроению, которое она передает. Она создает сильную тень в центре лица вашей модели.
Контролируйте толщину теней, располагая модель перед светом. Это создаст более крупную тень.
Расположите модель позади света для получения более тонкой тени.
Освещение контура
В каждой статье о портретной съемке со вспышкой предлагается эта простая установка с одним светом. Она подходит как для мужской, так и для женской модели.
Особенно если вы используете модификатор света, например зонт или софтбокс, для создания мягкого света.
Чтобы ваша модель не сливалась с фоном, можно добавить разделительный свет. Это создает наиболее классическую из двухсветных установок.
Если вам нужен более яркий вид и ощущение, попробуйте заменить зонтик сеткой. Это позволит получить более плотные световые брызги.
Светильники в виде бабочек и моллюсков
Освещение бабочками было очень популярно в 30-е годы среди голливудских фотографов. Оно отбрасывает небольшую тень в форме бабочки под носом модели.
При съемке женщины-модели используйте зонт или софтбокс, чтобы смягчить свет.
Эта схема портретного освещения может оставлять глубокие тени. Они появляются под подбородком, скулами и носом модели.
Для рассеивания теней добавьте заполняющий свет прямо под основным светом, освещая модель снизу.
Это установка в виде раковины. Это один из тех вариантов настройки, который никогда вас не разочарует.
Обычно заполняющий свет слабее основного, чтобы оставить мягкие тени. Это может быть либо рефлектор, либо вторая вспышка (установленная на меньшую мощность, чем ключевой свет).
Работа с ободковым освещением
Вы можете использовать ободковый свет для создания изображений с темным, таинственным, а иногда и абстрактным ощущением.
Вы также можете использовать его как разделительный свет.
Установить это – проще простого. Спрячьте вспышку за моделью, чтобы осветить ее сзади.
Если вы хотите осветить всю фигуру, вам понадобятся два светильника. По одному с каждой стороны от модели, направленные назад.
Чтобы получить красивый, тонкий, ободковый свет, освещающий только контур фигуры вашей модели, следите за мощностью вспышки. Слишком большая мощность может привести к тому, что свет перельется через контур и осветит переднюю часть фигуры.
Балансировка вспышки и рассеянного света
При съемке со вспышкой в студии мы обычно подавляем окружающий свет. Это делается для того, чтобы он не влиял на нашу установку портретного освещения.
Иногда, однако, вам может понадобиться сочетание вспышки и окружающего света.
Сначала измерьте окружающее освещение с помощью диафрагмы, ISO и выдержки. Затем сопоставьте эти показания со вспышкой.
Флэшметр, такой как Sekonic L-308s, является незаменимым аксессуаром при работе с фонарями. Тем более, когда вы смешиваете их с окружающим светом.
Портрет в помещении при естественном освещении
Возможно сделать отличный портрет в помещении, используя только естественный свет, проникающий через окно.
Из всех вариантов освещения раздельное освещение легче всего воссоздать с помощью рассеянного света.
Вы можете разместить отражатель на противоположной стороне модели (напротив окон).
Это работает как заполняющий свет для осветления теней и создания более сбалансированных изображений.
При работе с рассеянным светом нужно обращать внимание на обстановку, в которой вы снимаете. Окружение будет заметно на изображении.
Сохраняйте задний план незагроможденным и не отвлекающим внимание. А окружающие модели используйте для инсценировки портрета и создания его настроения.
Настоящая задача – сохранить высокую выдержку. Таким образом, ваша модель будет выглядеть резкой, но при этом вы избежите сильного недоэкспонирования сцены.
Когда снимать в низком и высоком ключе
Эти два стиля диктуют настроение конечного изображения. Некоторые световые модели и объекты лучше работают в стиле низкого ключа. Другие лучше получаются в высоком ключе, в зависимости от того, к чему вы стремитесь.
В портрете в низком ключе около 80% тонов на снимке темные. При правильном освещении этот стиль передает темное, мощное, драматическое или таинственное настроение.
Вот хороший учебник от Джоша о как сделать портрет в низком ключе.
В изображениях в высоком ключе большинство тонов находится на яркой стороне шкалы. Это создает более живое и радостное настроение.
Не случайно большинство стоковых изображений, изображающих людей, имеют высокий ключ. То же самое справедливо и для портретов новорожденных и малышей.
Для изображений с высокими ключами необходимо осветлить фон, иначе он получится серым.
При съемке снимков головы или портретов новорожденных фон должен быть белым. Используйте большой софтбокс (со вспышкой внутри) или окно в качестве фона.
Вывод
Этот пост дает вам всю необходимую информацию для создания поразительных портретов. В нескольких различных стилях.
И последний совет. Не зацикливайтесь на той или иной настройке портретного освещения.
Эти схемы являются отправной точкой для изучения освещения. Не бойтесь импровизировать и экспериментировать с источниками света и никогда не забывайте получать удовольствие.