Бесплатные карточки-шпаргалки для изучения фотографии

Полное руководство по фильтрам для пейзажной фотографии

Поделитесь статьей

Начинающему фотографу, делающему свой первый пейзажный снимок, может быть не сразу понятно, зачем нужны фильтры для ландшафтной фотографии. Их эффект зачастую едва уловим, а их преимущества трудно заметить любительскому глазу.

Однако для опытного пейзажиста фильтры являются обязательным атрибутом.
Но что же такого в фильтрах, что знают эксперты и не знают новички?

В этом и заключается цель данной статьи. К концу статьи начинающие пейзажные фотографы будут знать, какие фильтры существуют и что они делают. И тогда вы сможете пойти и начать использовать их эффективно.

Фильтры для пейзажной фотографии: Добрый вечерний свет в Брюсселе
В ожидании света в семейном парке под Брюсселем (Бельгия).

Качество света: Фактор, определяющий или разрушающий пейзажные фотографии

Часть опыта, который отделяет новичка от эксперта заключается в способности оценить качество естественного света в пейзажной сцене.

Фотографам-любителям часто трудно определить, что такое хороший свет. И они не очень хорошо понимают, как его можно улучшить.

Честно говоря, это то, что требует много практики для развития. Но это также наша отправная точка для разговора о фильтрах.

Даже самый живописный пейзаж может быть испорчен плохим освещением. Но хорошее освещение способно сделать скучный пейзаж более выразительным.

Правда в том, что при съемке пейзажей естественный свет не всегда хорош.
Вот тут-то и приходят на помощь фильтры.

Студийные фотографы могут привыкнуть к созданию собственной магии искусственного освещения, используя разнообразное оборудование и схемы. Пейзажные фотографы, однако, имеют фильтры, чтобы выжать максимум из естественного света.

Фильтры для пейзажной фотографии: Подборка авторского фильтровального оборудования
Небольшая подборка фильтров, переходных колец и держателей из моего оборудования.

Три наиболее часто используемых фильтра для пейзажной фотографии:

  • градуированные фильтры нейтральной плотности (GND)
  • фильтры нейтральной плотности (ND)
  • круговые поляризаторы (CPL)

Не так распространены следующие фильтры: инфракрасные фильтры (IR) и фильтры для уменьшения загрязнения света (LPR).
Читайте дальше, чтобы узнать все об этих различных видах фильтров.

Я поделюсь некоторыми советами о том, как использовать их в полевых условиях. Затем я дам вам несколько полезных аксессуаров, которые можно использовать вместе с ними. Там, где это возможно, я также расскажу вам, как сымитировать и/или улучшить эффект конкретного фильтра при постобработке.

Форматы фильтров

Фильтры бывают двух основных форматов:

  • Круглые фильтры с резьбой, которые наиболее распространены среди любителей.
    Фильтры для пейзажной фотографии: Пример круглых фильтров с резьбой
    Круглые фильтры с резьбой (также называемые ввинчивающимися фильтрами).
  • Квадратные/прямоугольные фильтры, используемые со специальными держателями, любимы энтузиастами и профессиональными фотографами-пейзажистами.
    Фильтры для пейзажной фотографии: Пример прямоугольных фильтров GND
    Прямоугольные фильтры GND.

Основное преимущество использования квадратных/прямоугольных фильтров заключается в том, что GND-фильтры, обязательный элемент пейзажной фотографии, доступны в основном в этом формате. Хотя некоторые круглые фильтры GND существуют, их прозрачный/темный переход всегда располагается в центре кадра.

Они также позволяют легко и дешево работать с объективами разного диаметра.
Круглые фильтры с резьбой менее подвержены утечке света при съемке с длинной выдержкой в дневное время и имеют меньший вес. Это особенно важно, если вы хотите прикрепить фильтр к компактной камере с выдвижным объективом, такой как камеры Sony RX100.

Покупка фильтров: Хорошие бренды

Фильтры могут быть изготовлены из различных материалов, от простого стекла до смолы и оптического стекла с антибликовым покрытием. Такие фильтры являются самыми дорогими. Теоретически, они также дают меньше цветовых искажений и других артефактов.

Я не советую использовать низкокачественные фильтры. Они, безусловно, снижают качество изображения и лишают смысла покупку дорогих объективов про-класса.

На рынке представлено бесчисленное множество брендов, когда речь идет о фильтрах. В целом, однако, бренды можно разделить на следующие категории:

Обратите внимание, что не все бренды предлагают как круглые фильтры с резьбой, так и квадратные/прямоугольные фильтры. Проведите исследование перед покупкой, чтобы понять, что лучше всего соответствует вашим потребностям.

Хороший стартовый набор для пейзажной фотографии может быть довольно дорогим, но, скорее всего, вы будете пользоваться им всю жизнь. Если вы являетесь заядлым пейзажным фотографом, подумайте о том, чтобы сделать инвестиции, а не тратить деньги на дешевые фильтры.

Складывание нескольких фильтров вместе

Круглые и квадратные/прямоугольные фильтры можно складывать друг с другом в различных комбинациях для получения различных эффектов. Например, вы можете сложить:

  • больше ND-фильтров, позволяющих увеличить время экспозиции
  • фильтр CPL и фильтр GND для удаления отражений в воде и выравнивания экспозиции по всей сцене
  • многочисленные фильтры GND для лучшего баланса экспозиции по всей сцене

Сочетать их можно бесконечно, но, как правило, следует использовать только высококачественные фильтры, чтобы свести к минимуму нежелательные цветовые оттенки, полосатость, блески и отражения.

Обязательные аксессуары для фильтров

При работе с фильтрами необходимо учитывать несколько важных аксессуаров. К ним относятся:

Фильтры для пейзажной фотографии: Выбор аксессуаров для фильтров для пейзажной фотографии
Аксессуары для фильтров: (1) гафельная лента (2) переходные кольца (3) чехол (4) адаптер фильтра Lensmate для Sony RX100 Mk II (5) воздуходувка и кисть.
  • Адаптерные кольца Step Up/ Step Down: Они позволяют использовать круглый фильтр с резьбой на объективах разного диаметра.
  • Адаптерные кольца для держателя: Они позволяют устанавливать держатель для квадратного/прямоугольного фильтра на различные объективы.
  • Щетка, воздуходувка и наборы для чистки: Фильтры легко загрязняются при манипуляциях с ними, а их корпус может осаждать на них пыль и/или частицы из используемого материала прокладки.
  • Фильтр-ключ: Иногда фильтры и переходные кольца могут застрять в резьбе объектива, и фильтр-ключ позволит вам легко и безопасно снять их с объективов.

Мешки для фильтров доступны для круглых и квадратных/прямоугольных фильтров.

  • Черная клейкая лента: Она помогает герметизировать фильтры и объективы, предотвращая утечку света во время дневных длительных экспозиций и не только. Она не оставляет следов клея на вашем оборудовании.
  • Адаптеры фильтров для компактных камер: Для некоторых компактных камер высокого класса, таких как Sony RX100, подходят какофициальные адаптеры, так и универсальные системы крепления сторонних производителей, такие какmagfilter иLensmate существуют для установки стандартных круглых фильтров с резьбой, обычно диаметром 52 мм.

Физические фильтры против цифровых

Фильтры для пейзажной фотографии: График, показывающий цифровые и физические фильтры
Фильтры бывают в виде программного обеспечения для редактирования и физических фильтров.

Поскольку хорошие фильтры стоят дорого, а программное обеспечение для редактирования становится все более доступным, гибким, простым в использовании и мощным, можно склониться к тому, чтобы снимать без фильтров и накладывать их в цифровом виде после съемки.

Основное различие между физическим и цифровым фильтром заключается в том, что в то время как ареальный фильтр манипулирует светом до того, как он попадает на датчик, цифровой фильтр манипулирует данными, регистрируемыми датчиком.

Насколько хорошо редактирование может заменить настоящий фильтр, зависит от вида фильтра, изображения, обрезанных светлых или черных тонов (проверьте гистограмму после съемки), ваших навыков редактирования и отношения к пейзажной фотографии. Пуристы, как правило, стараются сделать все правильно в камере.

Обратите внимание, что для получения наилучших результатов всегда следует снимать в формате RAW.

Прозрачные, светозащитные и ультрафиолетовые фильтры

Существует несколько споров о достоинствах этих типов фильтров. Они, несомненно, обеспечивают защиту переднего элемента вашего драгоценного объектива, но некоторые считают, что они несколько снижают качество изображения, в то время как другие говорят, что они повышают четкость изображения.

Лично я использую УФ-фильтр для защиты при съемке на природе.
Фильтры Skylight использовались для придания цветам более теплых оттенков и были популярны среди пленочных фотографов-пейзажистов. В настоящее время, если вы снимаете в RAW, программное обеспечение для редактирования может выполнять работу этих фильтров.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример фильтра Skylight и УФ-фильтра
Фильтр Skylight 1A (слева) и УФ-фильтр с многослойным покрытием (справа). Обратите внимание на теплый тон в фильтре Skylight.

Посмотрите это видео от фотографа Фила Стила о роли этих фильтров в современной фотографии:

Нейтральные фильтры с градуированной нейтральной плотностью

2-stops soft edge (left) and reverse (right) Formatt-Hitech GND filters

Фильтры с градуированной нейтральной плотностью, GND, являются обязательными фильтрами для пейзажной фотографии. Они необходимы для балансировки экспозиции между ярким небом и довольно темным фоном.

Это типичная ситуация при съемке пейзажей в так называемые голубые и золотые часы.
На изображении ниже сравнивается одна и та же сцена, снятая с помощью моего Olympus OM-D EM-5 Mk II без фильтра (слева) и с фильтром Soft Edge GND 0,6 (2 стопа) (в центре). Справа – снимок за кадром, сделанный моим iPhone 7.

Фильтры для пейзажной фотографии: Сравнительная фотография, демонстрирующая эффекты фильтра GND
Слева направо – одна и та же сцена, снятая на Olympus OM-D EM 5 Mk II без фильтра GND, с фильтром 0,6 Soft Edge GND и с iPhone. Под каждым из них приведены гистограммы для неотредактированного изображения.

Соответствующие гистограммы показаны под каждым неотредактированным изображением.
Видно, что iPhone из-за своего более ограниченного динамического диапазона полностью пересветил небо. См. красное предупреждение.

Без фильтра (но с хорошим динамическим диапазоном) мой Olympus не полностью убрал блики. Большая часть неба может быть (едва) восстановлена.

Более сбалансированной является центральная гистограмма. Именно здесь я использовал фильтр GND.

Помимо выравнивания экспозиции по всей сцене, затемнение неба позволяет увеличить время экспозиции, что помогает насытить цвета на снимке.

пейзажное изображение пика Маттерхорн в Альпах с отражением озера на переднем плане
Рассвет над Голубым озером, на фоне которого виден Маттерхорн, знаменитый пик в горном массиве Альп. Использовалась двухпозиционная ГНД. Photo credit:Алессандро Торри.

Фильтры GND чаще всего выпускаются в прямоугольном формате. Они бывают разной силы. И они имеют различные модели затемнения, чтобы соответствовать всем возможным ситуациям.

  • Мягкие и жесткие края: в этих фильтрах нижняя часть прозрачная, а верхняя все больше темнеет от центра к краю фильтра. Центральный переход между двумя областями постепенный в фильтрах с мягкими краями и более резкий в фильтрах с жесткими краями. Это фильтр общего назначения, используемый для балансировки неба и земли.
  • Реверсивные фильтры: в этих фильтрах нижняя часть прозрачная, верхняя – темная, но она светлеет по направлению от центра фильтра к верхнему краю. Этот конкретный фильтр полезен, когда солнце находится довольно низко над горизонтом (или чуть ниже), поэтому оно светлее, чем небо над ним.
  • Горизонтные фильтры: в этих фильтрах более темная часть расположена в центре фильтра и затухает к нижнему и верхнему краям фильтра. Фильтр используется, когда солнце находится у горизонта.

Не столь тривиальное использование фильтров GND – при съемке ночных городских пейзажей и звездных троп над городом. В данном случае фильтры используются в перевернутом виде, чтобы уравновесить яркий город и более темное небо над ним.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример сложения фильтров GND для улучшения фотографии звездных следов
Звездные следы над центром Брюсселя. 2-стопный мягкий краевой GND и 2-стопный обратный GND были сложены и использованы в перевернутом виде, чтобы уменьшить яркость города и позволить записать приличное количество треков.

В поле

Обычно пейзажные фотографы планируют съемку заранее. У вас должно быть достаточно времени для настройки оборудования. Это позволит вам поймать тот волшебный свет, который вы искали.

Наблюдайте за сценой, чтобы определить, где находится самая яркая часть. Это поможет вам выбрать правильный тип GND. Сравнение показаний точечного света для переднего плана с показаниями для неба даст вам представление о том, насколько сильным должен быть GND, чтобы сбалансировать небо и передний план.

Сдвиньте фильтр вверх и вниз в гнезде держателя, чтобы установить переход прозрачный/темный в правильное положение. Это позволит вам наилучшим образом сбалансировать яркость сцены. Вы можете повернуть держатель на объективе, если у вас нет ровного горизонта или перехода темное/светлое в сцене.

Цифровой фильтр GND

Вы являетесь владельцем высококлассной карманной камеры Sony RX100 Mark 3/4/5? Тогда вы будете рады узнать, что компания Sony выпустила приложение в магазине PlayMemories, которое позволяет использовать внутрикамерный фильтр GND.

Для остальных мы можем воспроизвести эффект фильтра GND двумя способами. Это при условии, что вы не обрезали гистограмму. Вы можете либо использовать выборочную корректировку в программе редактирования, либо снимать в режиме HDR.

Выборочные корректировки

В Lightroom есть инструмент выборочной настройки под названием градуированный фильтр. Он работает точно так же, как фильтр GND. На изображении ниже я использовал фильтр на белом фоне. Это показывает, что можно имитировать все различные узоры настоящих фильтров.

Фильтры для пейзажной фотографии: Примеры смоделированных фильтров GND
Смоделированные фильтры GND. Слева направо: мягкий край (1 широкий корректирующий фильтр), жесткий край (1 узкий корректирующий фильтр), разворот (3 корректирующих фильтра) и горизонт (4 корректирующих фильтра).

Цифровые фильтры более гибкие, чем реальные. Вы можете манипулировать фильтром не только для уменьшения яркости. Вы также можете уменьшить яркость, усилить контраст, исправить баланс белого для неба и т.д. Кроме того, они облегчают работу со сложным горизонтом, деревьями, горами и другими темными объектами.

Съемка для HDR

HDR означает High Dynamic Range. Это техника, используемая для расширения динамического диапазона вашей камеры путем комбинирования различных фотографий одной и той же сцены, сделанных с разной экспозицией (например, при -2Ev, 0 EV и 2 EV).

Это позволит вам получить раздельные хорошие экспозиции различных областей изображения. Затем с помощью специального программного обеспечения можно создать окончательное изображение.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример использования техники HDR в Lightroom
Я сделал эти 3 изображения при -2 EV, 0 EV и 2 EV и объединил их в Lightroom CC в окончательное HDR-изображение.

По этой причине техника HDR вызывает некоторые споры среди пуристов. Слишком много плохих HDR-изображений заполонили интернет.

Кроме того, остерегайтесь движущихся объектов. Они могут создавать призраки на конечном изображении. В некоторых программах есть функция удаления призраков, которая может помочь.

Наконец, убедитесь, что ваша камера устойчиво установлена на прочном штативе. Это позволит избежать тряски камеры и непреднамеренных движений.

Фильтры нейтральной плотности

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример 10-стопного ND-фильтра.
Авторы массово BW 10 stop ND filter.

Вы можете использовать фильтры нейтральной плотности (ND), чтобы уменьшить количество света, попадающего на матрицу за определенный промежуток времени. Это позволяет делать более длинные экспозиции даже при дневном свете.

Разница с фильтрами GND заключается в том, что ND не уравновешивает области разной яркости. ND-фильтр воздействует на них одинаково. Например, ND-фильтры не изменят разницу в 4 стопа между небом и землей.

Они бывают квадратные/прямоугольные и круглые с резьбой и различной силы, от 1 до 10 стопов. Производители, такие как Hoya, BW и др., часто указывают силу своих фильтров как 0,3 (1 стоп), 0,6 (2 стопа), 0,9 (3 стопа), 3 (10 стопов), до 6 (20 стопов).

В пейзажной фотографии вы будете использовать их для сглаживания движущейся воды (реки, волны и водопады) и облаков. В ярких ситуациях вы сможете использовать их для съемки на более широкой диафрагме по композиции (малая глубина резкости).

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример использования 10-стопного ND-фильтра для размытия движущейся воды
Водопад Байон (Бельгия). Я использовал 10-стопный ND-фильтр для достижения 20-секундной выдержки при дневном свете, чтобы размыть воду.

Если вы находитесь в туристическом месте, сильный ND-фильтр поможет вам очистить сцену от движущихся туристов.

Фотографы часто складывают ND-фильтры вместе, чтобы добиться желаемой силы. Складывание ND-фильтра 0,3 с фильтром 0,9 приведет к снижению освещенности на 4 ступени.

В поле

Будьте осторожны при съемке днем на длинных выдержках с квадратными и прямоугольными фильтрами. Они могут быть более чувствительны к утечке света, чем круглые фильтры с резьбой. Устранению этой проблемы может способствовать заклеивание щелей черным скотчем.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример пятна, вызванного утечкой света из негерметичного ND фильтра
При использовании негерметичного квадратного ND фильтра утечка света может испортить длинную экспозицию в дневное время, что приводит к появлению центрального пятна на этом снимке.

Для такой длинной экспозиции вам понадобится прочный штатив, так как вы хотите избежать любого движения камеры. Кроме того, эти фильтры затемняют изображение. Лучше всего составить композицию и вручную сфокусироваться перед установкой фильтров (будьте осторожны, чтобы не сдвинуть камеру и не изменить фокус объектива).

Используйте функцию блокировки зеркала (если она есть) и спускайте затвор дистанционно или используйте 2-секундный таймер автоспуска.

Цифровой ND-фильтр

Некоторые камеры (в основном компактные, такие как Sony Rx100 Mark 3/4/5, Canon G1 X и Fujifilm X100T) имеют встроенную функцию, имитирующую использование ND-фильтра: это может быть хорошим началом, поэтому проверьте руководство пользователя вашей камеры.

Эффект ND-фильтра можно сымитировать или усилить, выполнив сложение изображений и/или применив фильтр размытия движения в Фотошопе.

Укладка изображений

Эта техника заключается в складывании нескольких изображений в Photoshop в виде слоев и их усреднении. Это просто: выделите все слои, преобразуйте их в смарт-объект, а затем Слои; Смарт-объект  Режим стека; Среднее (можно также попробовать Медиану).

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример движения Млечного Пути из сложенных длинных экспозиций
Движение Млечного Пути. Это результат суммирования и усреднения 10 30-секундных экспозиций, что дает общее время экспозиции 5 минут.

Используйте столько экспозиций, сколько нужно для достижения желаемой длительности экспозиции: если вы хотите получить экспозицию длительностью 1 минута, сложите 60 экспозиций, каждая длительностью 1 секунда.

Очевидно, что эта техника хорошо работает, если длительность одиночных экспозиций составляет хотя бы несколько секунд, в противном случае количество изображений для суммирования будет огромным.

Фильтр размытия движения

Фильтр размытия движения хорошо работает с водопадами.

Фильтры для пейзажной фотографии: Сравнение оригинального и цифрового ND фильтра бок о бок
Сравнение оригинального изображения (справа) и смоделированной длинной выдержки (слева).

Этот метод состоит из нескольких шагов:

  • Загрузите фотографию в Photoshop.
  • Дублируйте уровень и примените размытие в направлении падающей воды.
  • Настройте силу фильтра и непрозрачность до того уровня, пока эффект вас не устроит. Легкое гауссово размытие также поможет сделать эффект более реалистичным.
  • Используйте маску, чтобы раскрыть исходное изображение, за исключением водопада.
  • Создайте больше слоев и масок, если вода течет в разных направлениях.
Фильтры для пейзажной фотографии: Скриншот применения уровня и маски в Photoshop
Уровень и маска, использованные для создания конечного изображения водопада, показанного выше.

Круговые поляризационные фильтры

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример циркулярного поляризационного фильтра
Кокиновый циркулярный поляризационный фильтр (CPL).

В пейзажной фотографии можно использовать циркулярные поляризационные фильтры (CPL) для устранения отражения неба от мелкой воды, делая ее прозрачной. Даже если это едва заметный эффект, он действительно улучшает фотографию.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример фотографии, на которой вода очищена от отражений благодаря циркулярному поляризационному фильтру (CPL)
Здесь я использовал CPL, чтобы убрать отражения с мелководья на переднем плане, сделав его более прозрачным. Photo credit: Alessandro Torri.

CPL помогают уменьшить отражения и блики от снега, стекла, мокрой листвы и дорог.
Они также помогают насытить синие и зеленые цвета, характерные для чистого неба и листвы.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример эффекта поляризатора
Вид с моего балкона после сильного дождя: поляризатор (нижнее изображение) полностью устранил блики от крыши слева внизу и улучшил листву справа.

CPL-фильтры работают, блокируя свет с определенной поляризацией, чтобы он попал на ваш датчик. (Если вас интересует физика, лежащая в основе этого, вы можете обратиться к этой статье в Википедии, чтобы узнать больше о поляризации света.)

Чтобы проиллюстрировать влияние этого фильтра на отражения в воде, я налил немного воды в кастрюлю и сфотографировал ее с поляризатором и без него. Разница весьма разительна.

Фильтры для пейзажной фотографии: Эффект поляризатора, используемого для удаления отражения с изображения мелкой воды
Эффект использования поляризатора на мелкой воде (внизу).

И наконец, хотя фильтры с круговым поляризатором бывают только круглыми, некоторые квадратные/прямоугольные держатели, такие как держатель Nisi V5 Pro, также могут вмещать CPL.

Как использовать поляризатор в полевых условиях

Поместите камеру на штатив, установите CPL и вращайте ее до тех пор, пока не увидите, что отражения в основном исчезли из воды, или пока не улучшится цвет неба и листвы.

Возможно, вам придется немного сдвинуть камеру, чтобы максимально усилить эффект от фильтра CPL.

Остерегайтесь использовать CPL-фильтр на сверхширокоугольных объективах, так как эффект затемнения синего цвета неба не будет однородным из-за физических принципов работы CPL-фильтров.

Поскольку фильтры CPL обычно уменьшают экспозицию примерно на 2 стопа, вы можете использовать их для замены ND-фильтров 0,6.

Цифровой CPL-фильтр

Не существует реальной цифровой версии CPL-фильтра, особенно если вы используете его для устранения отражений.

Это один из тех фильтров, которые не имеют реального цифрового аналога. Иногда, как показано в этой заметке в учебном центре Adorama, вы можете цифровым способом добиться довольно близкого эффекта затемнения и насыщенности, который поляризатор оказывает на голубое небо.

Инфракрасные фильтры

Инфракрасная фотография – довольно нишевая, но ее можно делать с минимальными затратами и, зачастую, с помощью стандартной камеры. Если вы ограничиваетесь длинными выдержками, все, что вам нужно – это инфракрасный фильтр, такой как Hoya R72.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример инфракрасного фильтра Hoya R72
Инфракрасный фильтр Hoya R72.

Инфракрасная фотография лучше всего работает в центральные часы дня, когда солнце высоко поднято и свет жесткий, жесткий. Благодаря этому можно продолжать снимать пейзажи в течение всего дня и не ограничиваться золотыми и голубыми часами.

Наконец, поскольку мы не видим мир в инфракрасном свете, инфракрасные пейзажные фотографии обладают большим вау-фактором и привлекают внимание зрителя.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример ложной инфракрасной пейзажной фотографии
Ложноцветный инфракрасный пейзаж. Обычная отличительная черта инфракрасных пейзажей – белая листва и трава.

Использование инфракрасного фильтра в полевых условиях

Используйте прочный штатив, установите фильтр на объектив, а затем вручную сфокусируйте сцену. ИК-излучение может сбить ваш автофокус.

Ваш светомер будет не таким точным, как при видимом свете, поэтому лучше всего сделать брекетинг и сделать несколько фотографий с разными значениями экспозиции.

Я рекомендую использовать камеру с функцией live view для точного позиционирования и фокусировки.

Цифровой ИК-фильтр

Lightroom поставляется с инфракрасным пресетом, который преобразует в черно-белую фотографию, сделанную при видимом свете, и играет с настройками, чтобы сымитировать инфракрасный эффект.

Однако он не очень хорош и не приближается к тому, что вы получите при использовании настоящего ИК-фильтра.

Фильтры для пейзажной фотографии: Образец фотографии, сравнивающий ИК-пресет с эффектом физического ИК-фильтра

Фильтры уменьшения светового загрязнения

Последний тип фильтра для пейзажной фотографии, который необходимо знать, – это фильтр для уменьшения светового загрязнения. Вы можете использовать их для ночной фотографии, чтобы уменьшить световое загрязнение от уличных фонарей и других искусственных источников света.

Фильтры для пейзажной фотографии: Пример неодимового фильтра
Красный усилитель Hoya. Это неодимовый фильтр для усиления красных цветов в осенней листве, полезный также для уменьшения искусственного светового загрязнения ночного неба.
Фильтры для пейзажной фотографии: Пример использования неодимового фильтра для получения четкого вида Млечного пути
Млечный путь над фургоном. Sony RX100 Mk II с неодимовым фильтром Skywatcher LPR.

Существует два вида фильтров:

  • Неодимовые фильтры, такие как Hoya Red Intensifier (также используется для усиления красных цветов в осенней листве), Nisi NaturalNight и фильтры Bader Planetarium, относительно дешевы и могут работать с широкоугольными объективами
  • Интерференционные фильтры, такие как Astronomik CLS фильтры, являются более эффективными, но более дорогими и не могут быть использованы на объективах короче 70 мм, так как на более широких фокусных расстояниях сильная полосатость испортит ваши фотографии (исключением может быть система клип-фильтров Astronomik для камер Canon, которая устанавливается между задним элементом объектива и матрицей).

Обратите внимание, что эффективность этих фильтров будет зависеть от типа светового загрязнения, поскольку они подавляют только свет определенной длины волны.
Если вы интересуетесь ночной пейзажной фотографией, я подробно освещал эту тему в этой статье.

Цифровые фильтры LPR

Возможно уменьшить злобное оранжевое свечение неба и уменьшить цветовые переливы и градиенты светимости по всему изображению путем тщательного и несколько сложного редактирования, но реальной цифровой замены хорошему LPR-фильтру нет.

Фильтры для пейзажной фотографии: Примеры изображений с фильтром LRP и без него
Сравнение RAW и отредактированного снимка с фильтром LRP и без него.

ЛПР-фильтры необходимы для глубокого неба астрофотографии в светлых загрязненных районах, как вы можете видеть на изображении ниже.

Фильтры для пейзажной фотографии: неотредактированные Raw-изображения галактики Андромеды с фильтром LPR и без него.
Попытка сфотографировать галактику Андромеды под сильно загрязненным небом без фильтра LPR и с ним. Неотредактированные одиночные RAW-изображения.

Вам также может быть интересно

Вопросы по фотографии

Как понять разрешение камеры и мегапиксели | Простое руководство

Чаще всего производители фотоаппаратов рекламируют свою продукцию с помощью мегапикселей. Действительно, среднее разрешение цифровых камер постоянно увеличивается. Вы можете найти 20-Мп сенсоры в смартфонах. В модели Sony A7R IV можно делать даже 240-мегапиксельные фотографии благодаря смещению сенсора. Но что для вас значит разрешение камеры? Нужно ли вам большое количество мегапикселей? Сегодня мы это выясним. Почему разрешение камеры имеет значение? Попробуем разобраться в маркетинговых лозунгах. Мегапиксель и разрешение камеры стали крылатыми словами. Действительно, здорово, что даже ваш телефон способен снимать 20-мегапиксельные фотографии. Но как это отражается на реальных деталях? Не очень хорошо. А главное, нужно ли оно вам? Очень общий ответ – нет; скорее всего, нет. Есть две области применения, где вам действительно необходимо высокое разрешение: широкое кадрирование (цифровое масштабирование) и большая печать. И даже в этих ситуациях вам нужны не обязательно высокие мегапиксели. Что такое пиксельный граф? Разрешение камеры не равно количеству пикселей, хотя их часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия. У пленки также есть разрешение, означающее уровень детализации, который она может разрешить. Пиксели – это наименьший компонент сенсора цифровой камеры. Они регистрируют свет. Их миллионы, один за другим, и они формируют целостное изображение. Ее количество имеет значение, но оно не говорит нам все о разрешении камеры. Количество пикселей выражается в мегапикселях. Один мегапиксель (МП) – это один миллион пикселей. Поэтому, когда кто-то говорит, что разрешение камеры составляет 20 МП, он имеет в виду 20 миллионов пикселей на ее матрице. Действительно, количество пикселей ограничивает детализацию изображения. Но само по себе оно не устанавливает минимальный уровень детализации. Оно ничего не значит, пока мы не знаем других факторов. Расчет размера изображения в пикселях Датчики фотокамер имеют прямоугольную форму. Пиксели на них не разбросаны беспорядочно, они расположены в виде сетки. Размеры двух сторон сопоставимы. Их соотношение сторон варьируется от 1:1 (квадрат) до 16:9 в некоторых видеокамерах. Наиболее используемыми соотношениями сторон являются 3:2 и 4:3. Например, моя Canon 5D MkIII имеет соотношение сторон 3:2. Размер матрицы составляет 5760 пикселей по длинной стороне и 3840 пикселей по короткой стороне. Вы можете перемножить две стороны, чтобы получить общее количество пикселей. 5760 x 3840 равно 22 118 400. (Таким образом, камера 5D MkIII имеет сенсор 22,1 Мп.) Я все еще могу добиться различных соотношений сторон, но только путем кадрирования. То же самое делает камера, когда я устанавливаю другое соотношение сторон в меню. Кроппинг уменьшает разрешение. Изображение hongkha от Pixabay Что такое разрешение камеры? Когда мы говорим “разрешение” в контексте камер, мы имеем в виду пространственное разрешение. Это технически правильный термин, но, вероятно, это первый и последний раз, когда вы его читаете. Разрешение камеры говорит нам об уровне детализации, который может обеспечить камера. Другими словами, это способность средства визуализации различать два объекта. Разрешение зависит от нескольких факторов. Когда записывающей поверхностью является пленка, она определяется: Размер пленки. Очевидно, что при большем размере больше деталей Уровень зернистости. Пленки с более низким ISO обычно имеют меньшую зернистость и, таким образом, обеспечивают более чистое и детализированное изображение. Чистота объектива. Каким бы большим и бесшумным ни был кусок пленки, если в камере используется низкокачественный объектив, разрешение камеры останется низким. Дифракция. Значение относительного отверстия (f-stop) ограничивает, насколько малой может быть мельчайшая единица детали. Однако она всегда присутствует в той или иной степени. В эпоху цифровых датчиков это немного меняется на: Шаг пикселя. Плотность пикселей на сенсоре. Также дает достаточно точное измерение размера пикселя; Размер датчика; ISO; Четкость объектива; Идифракция; Кроме того, внешние обстоятельства также влияют на четкость изображения. Фокус. Если изображение сфокусировано неправильно, оно не будет таким детальным, каким могло бы быть. Тряска камеры и размытие движения. В зависимости от выбранной вами выдержки на фотографии может появиться размытие движения или даже дрожание. Это снижает разрешение, особенно при фокусных расстояниях телефото и большом количестве пикселей. Атмосферное размытие. Если вы фотографируете объект со значительного расстояния, сама атмосфера начинает оказывать негативное влияние на детали. Это влияние наиболее заметно на телеснимках. Туман, дождь и другие погодные явления также оказывают свое влияние. Состояние оборудования. У вас может быть самый резкий объектив в мире, но если вы не будете содержать его в чистоте, он не будет работать наилучшим образом. Кроме того, при резких перепадах температуры на линзах образуется конденсат. Это приводит к помутнению изображения. Давайте обсудим некоторые из них более подробно. Шаг пикселя и размер пикселя Очевидно, что меньшие пиксели требуют от объектива лучшего оптического качества. Пиксель размером 8 м (микрометров) имеет в четыре раза большую площадь и вдвое больший шаг пикселя, чем пиксель размером 4 м. Это означает, что если объектив достаточно резок, чтобы обеспечить детализацию для 8м пикселей, он не сможет обеспечить достаточную резкость для 4м пикселей. Ну, где вы можете найти маленькие пиксели? В двух местах: Большие сенсоры с очень большим количеством пикселей. У камеры Canon 5Ds R шаг пикселей составляет около 4 м. Это полнокадровая камера с разрешением 51 МП. Маленькие сенсоры с нормальным количеством пикселей. В iPhone XR установлена камера с разрешением 12 МП. Но ее сенсор настолько мал, что размер пикселей составляет всего 1,3 метра. Таким образом, его пиксели в девять раз меньше, чем пиксели камеры 5Ds Rs. В свою очередь, Canon 5D (оригинальная модель) имеет 12 МП пикселей на полнокадровом сенсоре. Шаг пикселей составляет 8 м. Его пиксели в 36 раз больше, чем пиксели на iPhone! Маленькие пиксели также означают меньше света, падающего на один пиксель. Как бы то ни было, и большие, и маленькие пиксели должны быть выведены на один уровень. В противном случае изображение, состоящее из мелких пикселей, будет намного темнее. Это приводит к увеличению шума, потому что когда вы осветляете изображение, вы также осветляете его шум. При меньших размерах пикселей дифракция также более выражена. Она начинает оказывать заметное влияние при низкой диафрагме, иногда уже при f/2,8. Но что такое дифракция? Понимание дифракции Трудно объяснить дифракцию без научного подхода. Если вы эксперт в области физики, пожалуйста, простите мое упрощение. Вы, вероятно, знакомы с дифракцией в воде. Если на пути воды поставить барьер с небольшим отверстием, поток изгибается вблизи отверстия. Чем меньше отверстие, тем больше изгиб. То же самое происходит и со светом. При меньших диафрагмах (более высоких f-стопах) дифракция вредит резкости и разрешению. Вследствие дифракции существует вполне измеримый физический предел разрешения. Независимо от того, насколько хорош ваш объектив, это

Читать статью »
Вопросы по фотографии

Дебаты между пленочной и цифровой фотографией, что же лучше?

За последние 30 лет технология цифровых фотокамер достигла больших успехов в качестве и производительности. Многие фотографы перешли на цифровые камеры как для работы, так и для удовольствия. Казалось, что гибель пленочной фотографии практически неизбежна. Но есть еще немало приверженцев традиций, выступающих за пленочные камеры. Казалось бы, невосприимчивые к возможностям и функциям цифровых технологий, они предпочитают запах пленки и звук затвора. И многие цифровые фотографы также возвращаются к пленочной и аналоговой фотографии. Это просто причуда? Это ретро-мода? Или это поворот в споре между цифровой и фотографической техникой? Рассмотрим некоторые основные спорные вопросы, такие как разрешение и динамический диапазон. Затем, после подсчета баллов, мы вынесем свой вердикт. Имеет ли цифровое разрешение лучше, чем пленочное? Все фотографы, как пленочные, так и цифровые, хотят получать прекрасные четкие и яркие фотографии. Они хотят, чтобы их снимки выделялись. Именно поэтому разрешение – идеальное место для начала дискуссии. Как сравнить рулон пленки с цифровым сенсором? Разрешение цифрового датчика измеряется количеством пикселей. Чем больше пикселей на матрице, тем более детализированным будет изображение. Пленка не использует пиксели, ее разрешение измеряется в угловом разрешении. Если сравнивать пленку с цифровым сенсором, то диапазон разрешающей способности эквивалентен от 4 до 16 мегапикселей. Точное число зависит от типа используемой пленки. Например, пленка Kodachrome 64 имеет эффективное сравнение около 10 мегапикселей. Зеркальные фотокамеры начального уровня, такие как Canon EOS T7, имеют разрешение 24,2 мегапикселя. В этом примере пленка остается позади. Пленочные фотоаппараты могут использовать более крупный формат для увеличения разрешения Так, похоже, что цифровые камеры имеют преимущество в разрешении. Но пленочные фотографы не ограничены 35 мм. Если им нужно более высокое разрешение изображения, они могут обратиться к среднеформатным или широкоформатным камерам. Увеличение размера пленки подобно увеличению размера матрицы в цифровой камере. Это означает, что разрешение изображения будет выше. Пленка среднего формата может достигать огромных размеров – 18 х 6 см. Широкоформатная пленка имеет размер 4 x 5 (10,16 см x 12,7 см). Средний формат имеет разрешение изображения, эквивалентное непостижимым 400 мегапикселям. Даже самый лучший цифровой сенсор не может приблизиться к этому. На самом деле, цифровая технология ограничивает разрешение среднего фотоизображения при сканировании на компьютер. Отсканированная версия находится где-то между 50 и 80 мегапикселями. Большой формат достигает 200 мегапикселей, даже после сканирования. Цифровые фотоаппараты лучше всего подходят для повседневного использования Важно помнить, что разрешение и мегапиксели имеют значение только при печати или увеличении изображений с помощью компьютера. Так что, несмотря на то, что широкоформатные пленочные камеры находятся в другой лиге, чем цифровые, разрешение цифрового изображения превосходит пленочное для повседневного использования. Но для специализированного использования пленочные камеры большого и среднего формата предлагают гораздо более высокое разрешение, чем цифровые. Среднеформатная камера также поможет вашему кошельку. Например, подержанная среднеформатная аналоговая камера Mamiya (250 долларов) имеет более высокое разрешение, чем новейшая система Phase Ones (40 000 долларов). Используйте цифровые фотоаппараты, чтобы избежать зернистости пленки Фотографы, снимающие на пленку, знакомы с зерном. Это зернистая текстура, которую можно обнаружить на фотографии, обычно вызванная плохим освещением. В случае с пленкой это вызвано химической реакцией на светочувствительной эмульсии пленки. Это результат недостатка света, попадающего на частицы. В условиях недостаточного освещения вам понадобится пленка с более высоким ISO. Чем выше ISO, тем выше соотношение кристаллов галогенида серебра в эмульсии. Это означает, что пленка более чувствительна к свету, но при этом возрастает риск появления зернистости на конечном снимке. В цифровом мире этот гранулированный эффект называется шум. Он возникает в результате визуального искажения, когда сенсор вынужден бороться с недостатком света. Цифровые камеры превзошли пленочные, когда речь идет о светочувствительности. Цифровые шумы становятся все меньшей проблемой с каждым обновлением сенсора. И долгое время это было главной целью цифровой фотографии. Но сегодня зерно снова входит в моду. Людям нравится ретро-эстетика зернистой пленочной фотографии, особенно в черно-белом цвете. Цифровая технология превосходит пленочную, если вы хотите получить правдивые цветные фотографии без шумов. Для многих фотографов это то, что они ищут. Другие ищут что-то мистическое. Они хотят получить фотографию, которая будет выглядеть как кусочек истории. А для этого нужна пленка. Цифровые фотоаппараты имеют лучший динамический диапазон Динамический диапазон относится к количеству света, которое может захватить пленка или сенсор. Если на каком-то участке изображения слишком много света, он может выглядеть как белое размытие. Если света не хватает, вы получите участок черного цвета без деталей. До недавнего времени цифровые технологии не могли конкурировать с динамическим диапазоном пленок. Но теперь цифровые технологии начинают выходить на лидирующие позиции. Достижение лучшего динамического диапазона в цифровой системе – сложный процесс. Высококачественные датчики, мощные компрессоры файлов и цифровые алгоритмы улучшают этот аспект цифровой фотографии. Традиционная пленка использует динамический диапазон в 13 стопов. Цифровые камеры сейчас достигают 14 стопов, а система Sony A7R III – почти 15. Пленка была доминирующей силой в динамическом диапазоне, и она по-прежнему выигрывает у цифровых камер низкого и среднего ценового диапазона. Но сейчас ситуация изменилась, и некоторые цифровые камеры стали лидировать в этой области. В 2005 году Роджер Н. Кларк провел тесты, показавшие, что цифровые камеры высокого класса демонстрируют огромный динамический диапазон. Они сравнивались с аналоговыми сканами и отпечатками, в частности с Kodak Gold 200 и Fujichrome Velvia. Цифровые камеры могут делать последовательные снимки (например, HDR, Fusion, фокус-стекинг). Это может стать большим преимуществом для их цифрового ассортимента. Пленочные фотоаппараты находятся в невыгодном положении по скорости пленки Скорость пленки связана с ее чувствительностью к свету, которая измеряется с помощью ISO. Чем выше класс ISO, тем чувствительнее пленка. Аналоговая пленка выпускается со скоростями от 50 до 3200 ISO. Вы также можете найти ISO 6400. Вы также можете увеличить скорость пленки, повысив ISO, а затем дольше проявлять пленку. Это влияет на контрастность снимков, поэтому они будут иметь характерный вид, который больше подходит для художественной, чем для редакционной фотографии. Цифровые фотокамеры теперь имеют встроенные широкие диапазоны ISO. Потребительская камера, например Nikon D5, имеет диапазон ISO от 100 до 102400. Цифровые фотоаппараты могут менять ISO одним нажатием кнопки Цифровые камеры имеют еще одно огромное преимущество. Пленочная камера ограничена ISO установленной пленки, в то время как в цифровой камере вы можете изменить ISO нажатием кнопки. Вы можете менять ISO от снимка к снимку. Среднеформатные камеры имеют сменные задники, но их возможности все еще ограничены. Они громоздкие, тяжелые и не совсем дешевые. В широкоформатных камерах используется листовая пленка, поэтому вы

Читать статью »

бесплатные карточки шпаргалки по фотографии

Бесплатные карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Не уходите, у нас подарок!

Бесплатные карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Карточки-шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии