В начале своей карьеры фотографа я совершил много ошибок. Мы все делаем их в начале пути. Вот секрет. Это никогда не прекратится. Вы будете продолжать делать ошибки; много ошибок. Но, надеюсь, ошибки, которые вы совершаете в начале, будут отличаться от тех, которые вы совершаете годы спустя.
Два десятилетия назад мои ошибки обычно были техническими. Они возникали из-за плохого понимания моего оборудования и того, как оно работает. Режимы съемки, настройки фокусировки, баланс белого, ISO – все это было для меня тарабарщиной.
Я вспоминаю свою первую поездку на Аляску и то, как я пытался сделать снимки этого грандиозного пространства, гор и долгих сладких часов летнего света, задерживающегося до ночи. Чаще всего я терпел неудачу из-за простого незнания своей цифровой камеры.
До конца жизни я не мог разобраться в режимах съемки для пейзажной фотографии. Я не мог понять, что означают эти буквы на циферблате и как они влияют на мой снимок.
К счастью, режимы съемки для пейзажной фотографии – это то, чему мы можем научиться. Если вы новичок в пейзажной фотографии, вот четыре основных режима и как их использовать.
Автоматический режим
Обычно автоматическая съемка отходит на второй план для начинающих, но на самом деле это полезный и эффективный инструмент. Автоматический режим (обозначаемый буквой P в большинстве систем фотоаппаратов) позволяет камере отвечать за все, кроме композиции. Экспозиция (диафрагма и выдержка) выбирается камерой.
Вы просто наводите камеру и снимаете. В этом и заключается подводный камень автоматики, поскольку она может стать костылем.
Многие камеры также имеют режим полной автоматической съемки, обозначаемый зеленым прямоугольником на циферблате. Это режим “навел и снял”, который обычно позволяет записывать только в формате .jpeg. Камера контролирует ISO, а также выдержку и диафрагму. Если вы хотите фотографировать в RAW, обязательно используйте P, а не прямоугольник.
Когда вам нужно работать быстро, когда свет меняется или вы пытаетесь быстро сделать снимок, то, конечно, используйте автоматический режим. Это просто, но при этом у вас очень мало контроля. В большинстве случаев пейзажным фотографам нужен контроль.
Вы очень быстро поймете, что Automatic, при всей своей простоте, не даст вам того, чего вы хотите. Тогда вы сможете перейти на один из других режимов.
Режим приоритета диафрагмы
Режим приоритета диафрагмы – это моя личная настройка по умолчанию. В этом режиме вы контролируете диафрагму (f-stop), а камера заботится о выдержке. Диафрагма вашего объектива контролирует количество света, попадающего на матрицу, и глубину резкости (DOF).
DOF – это объем сцены от переднего до заднего плана, который попадает в фокус.
Быстрая диафрагма, например, f2.8, будет иметь относительно узкий DOF. При медленной диафрагме f22 в фокусе окажется большая часть сцены, если не вся, от переднего до заднего плана. Фактический DOF зависит от вашего объектива и его фокусного расстояния.
В пейзажной фотографии часто требуется максимально увеличить DOF. Именно поэтому так важен режим приоритета диафрагмы. Вращая циферблат камеры, вы можете управлять DOF, расширяя или сужая его в соответствии с вашими потребностями.
Недостатком является то, что при изменении диафрагмы выдержка должна меняться, чтобы компенсировать это. Важно понимать выдержку и ее влияние на изображение.
Режим приоритета выдержки
Приоритет затвора позволяет управлять выдержкой камеры, оставляя настройки диафрагмы на усмотрение камеры. Я использую эту настройку реже, чем приоритет диафрагмы, но она может быть очень полезной.
Выдержка – это время, в течение которого затвор остается открытым во время экспозиции. В пейзажной фотографии этот интервал может существенно повлиять на конечное изображение. Медленная выдержка приведет к размытию движущихся объектов, в то время как быстрая выдержка заморозит движение.
Я часто использую длинные выдержки, чтобы размыть быстро движущиеся реки и ручьи. Для большинства пейзажных снимков, в которых присутствует движение, я использую более длинную выдержку, чтобы подчеркнуть ощущение движения. Более длинная выдержка также означает, что я могу использовать более высокую f-стоп, что позволяет получить широкий DOF.
Ручной режим
В ручном режиме все находится под вашим контролем. Я встречал в Интернете комментарии, в которых говорилось, что профессиональные фотографы используют только ручные настройки. Чушь. Ручной режим полезен, но он также привередлив и более склонен к ошибкам.
Важно понимать, как его использовать, но он не является конечной целью профессиональной фотографии.
Когда диафрагма и выдержка находятся под вашим контролем, нет места для ошибки. Редко когда я нахожу, что необходимое изменение настроек в большую или меньшую сторону является полезным использованием моего времени. Я считаю, что использую ручные настройки только в нескольких особых случаях:
- Панорамы: После выбора правильной экспозиции переведите настройки камеры в ручной режим, чтобы избежать изменения яркости от одного снимка к другому.
- Видео с временной задержкой: Автоматические настройки менялись с каждым новым изображением в серии, нарушая непрерывность таймлапса.
- Выдержка: Выдержка – это когда вы вручную устанавливаете выдержку открытой на неопределенное время, обычно более 30 секунд. В таких случаях ваша камера не сможет произвести эффективный замер, и вам придется самостоятельно подбирать подходящую диафрагму.
- Ночная фотография: Когда я снимаю аврору бореалис или звездные сцены в очень темных условиях, я буду держать диафрагму широко открытой. Я могу установить значение f-stop и оставить его, регулируя на лету только выдержку.
Заключение
Из четырех режимов, о которых я рассказываю здесь, большинство моих съемок происходит либо в режиме приоритета выдержки, либо в режиме приоритета диафрагмы. Если вы понимаете эти два режима и их влияние на ваши фотографии, то вы будете хорошо разбираться в искусстве экспозиции. Экспериментируйте с настройками, практикуйтесь и играйте с ними.
Как только вы поймете, как различные режимы приоритета дают вам контроль над вашими снимками, вы сможете избежать ловушек, в которые я попадал в начале своей карьеры фотографа. Когда свет будет правильным, и ваши объекты съемки соберутся вместе, и перед вами будет яркий и красивый пейзаж, вам не придется гадать.
Если вы знаете режимы съемки для пейзажной фотографии и как их использовать, вы будете на пути к лучшим снимкам.