Бесплатные карточки—шпаргалки для обучения фотографии

Режимы замера в фотоаппарате (как и когда их использовать!)

Поделитесь статьей

Поиск идеальной экспозиции – одна из первых вещей, которым учатся фотографы. Замер – это процесс в цифровой фотографии, который позволяет определить правильную экспозицию.

В камере используется так называемый датчик замера, который представляет собой устройство, расположенное внутри камеры. Он измеряет яркость объекта съемки и соответствующим образом настраивает замер.

Некоторые люди используют светомер для расчета соответствующих настроек. В этой статье я покажу вам, как фотографировать без светомера.

Женщина в закусочной
Фото Люка Барки с Pexels

Зачем нужно настраивать замер?

Камера не может изменить экспозицию отдельных частей фотографии. Поэтому ей приходится подбирать экспозицию, подходящую для всего снимка. Многие фотографы сталкиваются с этой проблемой при съемке высококонтрастных объектов.

В качестве примера возьмем ландшафтную фотографию. Во время заката вы обычно фокусируетесь камерой на прекрасном небе. Проблема в том, что это может привести к тому, что пейзаж и другие части фотографии окажутся слишком темными, как, например, на фотографии ниже.

Чтобы избежать этого, необходимо настроить замер в соответствии с объектом съемки.

Вечерний пейзаж на закате

По умолчанию в камере используется режим матричного/оценочного замера. Для переключения между режимами достаточно нажать кнопку режима замера на камере (1.) и использовать главный диск управления (2.).

Вы увидите, как меняются режимы на ЖК-дисплее камеры или на панели управления.

Крупный план изменения режима замера фотоаппарата

Очень важно достичь баланса между тенями, бликами и средними тонами. Именно к этому следует стремиться при выборе режима замера. Перед съемкой необходимо взвесить все возможности, которые предоставляют вам различные режимы.

Рассмотрим, что делают режимы замера камеры и когда их следует использовать.

Что такое различные режимы замера

Оценочный (Canon) / матричный (Nikon)

Этот режим имеет разные названия в зависимости от производителя. Canon называет его оценочным, а Nikon – матричным. Но нет никакой разницы в том, как они принимают решение об экспозиции.

Матричный/оценочный замер – это самый сложный и современный способ замера сцены. Он собирает данные по всему кадру и даже отдает приоритет точке фокусировки.

Я предпочитаю использовать этот режим, поскольку это самый надежный способ замера в большинстве ситуаций.

Если камера видит яркую область, например, солнце, она учитывает это место. В соответствии с этим пятном она пытается выработать наилучшие настройки экспозиции.

Собака колли лежит на траве

Режим частичного замера

Этот режим замера собирает данные с небольшой круглой области в центре замера камеры. Он охватывает около 10-15% всей сцены и используется только в камерах Canon.

Замер частичного света полезен, когда объект съемки находится в центре кадра. Скорее всего, вы хотите, чтобы при расчете экспозиции камера отдавала приоритет объекту съемки.

Не так уж много разницы между матричным и частичным замером.

Режим точечного замера

Здесь точка в центре камеры меньше, чем при частичном замере, то есть примерно 5% кадра. Она устанавливает экспозицию в зависимости от того, где находится точка фокусировки. Чтобы правильно выбрать точку фокусировки и добиться желаемых результатов, объект съемки должен быть неподвижен.

Это более продвинутый способ определения хорошей экспозиции для вашей камеры. Это связано с тем, что он включает в себя замер небольшой области точки фокусировки. Остальная часть сцены может быть неправильной, и это остается на ваше усмотрение.

Заметьте, что белый мех на собаке выглядит гораздо мягче и менее выделенным. Хотя на это приятно смотреть, это оставляет остальную часть сцены недоэкспонированной.

Будьте осторожны при использовании этого режима замера. Он может быть полезен, но вы не хотите получить в итоге фотографии в таком стиле.

Собака колли лежит на траве

Весовой замер

Некоторые новые фотокамеры Nikon оснащены функцией взвешенного по яркости замера. Это почти то же самое, что и точечный замер.

В отличие от точечного замера, здесь камера распознает яркие моменты даже в движении. Это предотвращает пересвечивание белых цветов на фотографии. Этот режим наиболее полезен при съемке движущихся объектов с яркими бликами, например, белого автомобиля.

Не забывайте регулировать выдержку вашей камеры в зависимости от движущегося объекта.

Центро-взвешенный замер

Режим центрально-взвешенного замера – это нечто среднее между матричным и частичным замером. Он измеряет экспозицию довольно большого пятна замера в видоискателе камеры.

Большинство людей делают фотографии, на которых объект съемки находится в центре замера. Производители цифровых зеркальных фотокамер осознали это. Им необходимо было встроить в камеру эффективную систему центрально-взвешенного замера. Таким образом, фотографы могут достичь точного значения экспозиции.

Вы заметили на фотографии ниже, что собака довольно хорошо экспонирована. В результате фон и окружение получаются более темными и менее заметными. По этой причине центрально-взвешенный замер может придать особую атмосферу вашим фотографиям.

В цифровой фотографии трудно предсказать результат центрально-взвешенного замера. Я рекомендую использовать его только в тех случаях, когда углы кадра не имеют большого значения. Вы всегда должны смотреть в видоискатель и думать, сколько деталей вам нужно сохранить в углах.

Собака колли лежит на траве

Режим усредненного замера

Это работает аналогично матричному замеру в фотографии. Камера рассматривает свет от всей сцены.

Но он делает это очень неинтеллектуально. Она не только не распознает, что находится в сцене, но и не вносит никаких подходящих изменений. Если в сцене есть яркое солнце или темная тень, камера будет обрабатывать эту область так же, как и остальную часть фотографии.

В результате на одном и том же изображении часто возникают пере- и недоэкспонированные участки. По этой причине средний замер обычно не используется в современных камерах.Портрет женщины-модели в лесу

Какие режимы следует использовать и когда

Вы уже должны довольно хорошо понимать, что делают режимы замера и когда их использовать.

Но я хотел бы более подробно остановиться на двух наиболее часто используемых мною методах: матричном и точечном замере.

Я считаю, что матрица довольно хорошо справляется с тем, что мне нужно в большинстве ситуаций. Для меня было бы бессмысленно переходить на центрально-взвешенный замер.

Когда матричный замер не позволяет хорошо передать объект съемки, я использую точечный замер. Это дает мне больше контроля над светлыми и темными частями сцены.
Диаграмма, показывающая различные режимы замера

Использование оценочного/матричного замера

В некоторых случаях динамический диапазон фотографии очень мал. Это означает, что нет сильных теней и бликов. Таким образом, камере легче сбалансировать экспозицию с помощью замера освещенности. Для таких снимков я оставляю камеру с включенным матричным режимом.

Эту фотографию я сделал вечером, когда на снимке не было сильных бликов. Поэтому мне не понадобились специальные режимы замера.

морской пейзаж на закате, снятый с использованием режимов оценочного замераЭта следующая фотография отличается от предыдущей тем, что тени сильнее. Большая часть изображения темная, но эффект, который дает нам режим матричного замера, почти такой же. Он высветляет небольшое количество бликов на стороне моста. Но при этом силуэты остаются там, где я хотел их видеть.

A Lake At Twilight shot using Evaluative Metering ModeЗдесь приведен пример того, где преобладал режим матричного замера.

Камера заметила свет, проникающий через верхнюю часть фотографии, и проигнорировала его. Вместо этого она правильно экспонировала остальную часть снимка. Это то, что мы ищем в сложных условиях освещения.

Здания Средиземноморья, снятые в режиме оценочного замера

Иногда при матричном замере камера видит черный объект и думает, что он должен быть серым. Она будет пытаться увеличить яркость слишком сильно, поскольку стремится к среднему значению 18% серого. В этом случае необходимо использовать компенсацию экспозиции, чтобы достичь желаемой экспозиции.

Вы также можете переключить камеру вручной режим и настроить диафрагму, ISO и/или выдержку в зависимости от условий освещенности.

А теперь давайте рассмотрим, когда вы можете захотеть использовать точечный замер.

Использование точечного замера

Снимая лицом к солнцу, матричному замеру гораздо сложнее правильно выставить освещение. В итоге вы получите силуэты вместо правильной экспозиции.

В этот момент мне нравится переключать камеру на точечный замер.

Помните, что точка фокусировки в центре замера очень мала. Убедитесь, что она направлена на что-то, где баланс света имеет большое значение. Точечный замер особенно полезен при съемке портретов, когда вы пытаетесь правильно настроить тон кожи.

Портрет девушки в поле цветов с использованием режима точечного замера

Заключение

Потратьте немного времени и поэкспериментируйте с различными режимами замера. Это поможет вам понять ваш стиль, а также придаст вашим фотографиям художественный вид.

Вам также может быть интересно

Творческие проекты в области фотографии

Как делать креативные серийные фотографии с зумом

Хотите добавить немного волнения в ваши портреты или акционные фотографии? Тогда вам стоит попробовать создать серийные снимки. Это простой и веселый способ драматично сфокусировать внимание

Читать статью »

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Не уходите, у нас подарок!

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии