Бесплатные карточки—шпаргалки для обучения фотографии

Как создавать черно-белый контраст на ваших монохромных фотографиях

Поделитесь статьей

Задумываетесь ли вы, почему ваши фотографии выглядят плоскими и неинтересными, когда вы переводите их в черно-белый формат? Если да, то это, скорее всего, потому, что вашим фотографиям не хватает контрастности черно-белого изображения.

Фотография не имеет контраста, если в ней нет ни темных, ни светлых тонов, а есть только ограниченный диапазон оттенков серого.

Однако, зная несколько ключевых моментов, вы можете легко научиться использовать контраст для улучшения вашей черно-белой фотографии.

Улучшите свои фотографии, заранее спланировав черно-белый контраст

Вы получите наилучшие результаты, если начнете с того, что будете знать, что в конечном итоге ваше изображение должно быть черно-белым. Таким образом, вы сможете спланировать контраст и составить кадры соответствующим образом.

Если вы хотите сделать фотографию с высокой контрастностью черно-белого изображения, вы можете использовать два подхода:

  • Ищите тональный контраст
  • Ищите дополнительные цвета и применяйте цветовой фильтр либо на месте, либо в процессе постобработки

Черно-белый контраст демонстрирует скульптура головы дракона и вода

Подход №1: тональный контраст

Черно-белые фотографии, как правило, более сильные, если они имеют хороший тональный контраст.

Широкий или высокий тональный контраст означает, что на фотографии присутствуют участки как с черными или очень темными тонами, так и с очень яркими или белыми тонами.

Области с черными или белыми тонами не обязательно должны быть большими, но их наличие на фотографии сделает ваш снимок гораздо более привлекательным по сравнению с аналогичными фотографиями, на которых не хватает ни одного из тонов.

Ищите темные и светлые участки вместо цветов

Если вы нашли интересный объект, который хотите запечатлеть и превратить в черно-белую фотографию, вам следует обратить внимание на то, какие светлые и темные области есть в сцене, и могут ли они помочь вам отделить объект или точку интереса от более несущественных элементов.

Поначалу может быть трудновато пытаться игнорировать цвета и искать темные и светлые тона. Однако если вы сознательно возьмете за привычку отмечать в кадре самые темные и самые светлые участки, то вскоре сможете определить, может ли из той или иной сцены получиться отличная черно-белая фотография.

Низкоконтрастная сцена оленя в траве до и после
Низкоконтрастная сцена может привести к такой фотографии, как эта, где трудно отделить объект от остальной сцены.

Если все элементы на ваших фотографиях имеют только яркие цвета, такие как ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-желтый и так далее, то в итоге вы получите изображение только с яркими оттенками серого. Это сделает его черно-белой фотографией с низким контрастом, и в итоге оно будет выглядеть плоским и скучным.

Взгляните на эту фотографию выше. Вы увидите, что олень почти сливается с высокой травой на фотографии, когда она преобразуется в черно-белую. Это происходит потому, что коричневые цвета оленя и высокой травы имеют схожие тональные значения.
Зеленый цвет почти такой же темный/светлый, как коричневый мех оленя, поэтому вместо того, чтобы сосредоточиться на олене, ваш взгляд перемещается на деревья, где гораздо больше контраста с более яркими серыми тонами травы.
Если вы обнаружите, что все в кадре содержит только темные или только яркие тона (что делает изображение низкоконтрастным), попробуйте посмотреть, можно ли кадрировать снимок по-другому.
Измените угол съемки, переставьте сцену или измените композицию, чтобы фотография включала в себя широкий тональный диапазон и тем самым получила больше контраста. Если объект съемки яркий, попробуйте использовать такую точку съемки или кадрирование, при котором фон будет темным.

Использование гистограммы в качестве опоры

Если вам трудно определить темные и светлые области, которые приведут к высокому контрасту черного и белого, вы можете использовать гистограмму в качестве вспомогательного инструмента.

Почти все цифровые камеры могут отображать гистограмму на заднем ЖК-экране. Гистограмма показывает распределение тонов на фотографии, при этом темные тона находятся слева от гистограммы, а светлые – справа.

Вы можете сделать пробный снимок и посмотреть на гистограмму, чтобы убедиться в наличии темных и светлых тонов, прежде чем приступить к компоновке и съемке, или просто проверить, правильно ли вы сделали снимок, после того, как сделали нужный вам кадр.

Беглый взгляд на гистограмму время от времени покажет вам, какая фотография получилась: с низким, средним или высоким контрастом.

Пример гистограммы низкоконтрастного изображения без ярких тонов
Подобная гистограмма говорит об отсутствии ярких тонов в изображении, так как в правой части гистограммы нет значений или пиков, которые представляют собой светлые участки.
Пример гистограммы изображения, содержащего как светлые, так и темные тона для контраста
Эта гистограмма показывает, что вы захватили тональные значения как в тени, так и на светлом участке, поскольку гистограммы растягиваются как в левую, так и в правую сторону спектра.

Стремление включать как темные, так и светлые участки – самый простой способ добиться большего контраста в черно-белых фотографиях.

Подход №2: Цветовой контраст

В очень темной или очень яркой сцене не всегда возможно использовать тени и блики в композиции, чтобы создать больше черно-белого контраста в вашем монохромном изображении.

В подобных случаях вы должны попытаться использовать цвета, присутствующие в сцене, для создания контраста.

Как цветовой контраст влияет на черно-белые фотографии

Второй прием для получения фотографий с эффектом и контрастом при преобразовании в черно-белые – это поиск цветов.

Точнее, вам следует искать контрастные цвета, которые также называются дополнительными цветами.
Вот почему.
По умолчанию красный, фиолетовый и синий цвета преобразуются в более темные тона, а оранжевый, желтый и зеленый по умолчанию преобразуются в довольно светлые тона.
Пример цветовых колес, показывающих, как цвета преобразуются в черно-белые
Если вы будете помнить об этом при компоновке снимка и постараетесь включить в него цвета, переходящие как в темные, так и в светло-серые тона, у вас уже будет хороший контраст на фотографии, как только вы нажмете кнопку для преобразования ее в черно-белую в процессе постобработки.

Пример дополнительных цветов, дающих хороший черно-белый контраст
На этой фотографии цвета действительно помогают отделить цветок от фона, потому что оранжевый и зеленый близки к дополнительным, хотя это и не идеальный дополнительный набор цветов. Тональная разница между более темной улиткой помогает отделить ее от более яркого оранжевого цветка.

Чтобы получить лучший цветовой контраст, используйте физические фильтры или корректируйте в процессе постобработки

Если вы используете цветовые фильтры, вы можете контролировать, какие цвета будут преобразованы в светлые тона, а какие – в темные.

В старые добрые времена, когда пленка проявлялась в темной комнате и превращалась в отпечаток, вам приходилось использовать физические цветные фильтры, прикрепленные к объективу, чтобы конкретный цвет выглядел ярким в черно-белом изображении.

Например, если вы подключите желтый фильтр, то синий и фиолетовый цвета будут казаться темнее, чем без фильтра. Это происходит потому, что синий и фиолетовый цвета противоположны желтому на цветовом круге.

Вы все еще можете использовать физические фильтры, чтобы осветлить одни цвета и затемнить другие, но я считаю, что проще и намного дешевле сделать это в постобработке, используя Lightroom или Photoshop.
Изображение лодки в воде, демонстрирующее хороший черно-белый контраст
Однако важно знать, какие цвета вы включаете в фотографию в момент съемки. Если на фотографии нет дополнительных цветов, вы не сможете спасти ее, просто отрегулировав сочетание черно-белых цветов в Lightroom.

Посмотрите на набор фотографий ниже. Они показывают, как различные цветные фильтры влияют на одну и ту же фотографию. Оригинальное черно-белое преобразование дало плоскую фотографию без эффекта. Лодка стала темно-серой, и вода также содержит много довольно темных серых тонов.

Из-за красного фильтра лодка выглядела темнее, и было трудно разглядеть детали на ней. Поскольку в этой фотографии преобладают желтый и синий цвета, я считаю, что наиболее красивое преобразование получается при использовании желтого фильтра, придающего лодке яркий тон.

Применение оранжевого фильтра также дало довольно приятный результат. Фильтры применялись с помощью Nik Silver Efex Pro 2, но вы можете получить похожие результаты, используя встроенные элементы управления Lightroom.

Пример изображения лодки на воде с применением различных цветовых фильтров
Слева направо: Оригинальный цвет, нейтральный BW (без фильтра), зеленый фильтр, красный фильтр, синий фильтр, желтый фильтр, оранжевый фильтр. Обратите внимание, как применение желтого фильтра увеличивает контраст между лодкой и остальными элементами в кадре.

Как применить цветной фильтр к черно-белой фотографии в Lightroom

Изменить способ преобразования цветов в черно-белый в Lightroom довольно легко и просто.
Чтобы преобразовать фотографию в черно-белую, сначала нужно перейти в модуль Develop (нажмите D), а затем на панели Basic изменить обработку на B&W.

Затем следует внести соответствующие коррективы в другие основные настройки, такие как экспозиция, контраст и т.д. Обратите внимание, что вы можете использовать ползунки тени и света для усиления тонального контраста на фотографии.

Перейдите на вкладку B&W на панели Цвет/HSL/B&W, чтобы изменить способ преобразования цветов в черно-белый, чтобы использовать цвета для получения большего контраста на фотографиях.

Sample Lightroom settings for optimized contrast
Эти настройки использовались для фотографии желтой лодки на синей воде. Обратите внимание, что может потребоваться настройка нескольких ползунков. В случае с фотографией лодки, лодка была более желто-оранжевой, а вода содержала аква- и фиолетовые оттенки.

На предыдущем примере фотографии с желтой лодкой, я бы сдвинул ползунок желтого цвета в Black & White Mix вправо, чтобы желтые цвета превратились в более яркие тона.

Затем я потяну ползунок синего влево, чтобы затемнить синие цвета в более темный тон.
Поскольку в ваших фотографиях могут присутствовать оранжевый и желтый цвета, вам, возможно, придется настроить несколько ползунков на панели черно-белого микса в Lightroom, чтобы черно-белая фотография получилась более контрастной и, следовательно, произвела наилучший эффект.

На изображении с лодкой я установил желтый ползунок на 77, а оранжевый – на 49.
Обратите внимание, что вы получите хорошие результаты, если установите два ползунка напротив друг друга, только если они являются взаимодополняющими цветами. Если, например, установить желтый ползунок напротив зеленого, то на фотографии появятся странные артефакты.

Определив основные дополнительные цвета на фотографии и расположив ползунки соответствующим образом, вы сможете добиться лучшего контраста.

Как видите, создать контраст на снимках очень просто, если вы снимаете с учетом цвета. Зная цветовой круг и то, какие цвета являются взаимодополняющими, вы сможете создавать более впечатляющие черно-белые снимки.

Разделение элементов с помощью тонов или цветов

Помните, что просто наличия темных и светлых тонов или дополнительных цветов в композиции недостаточно. Теперь, когда вы понимаете, как они работают, вы также должны стремиться активно использовать их, чтобы отделить важные элементы композиции от неважных элементов или фона.

Если есть возможность, можно изменить точку съемки и попытаться скомпоновать фотографию так, чтобы яркий объект был полностью окружен темным фоном. Это позволит получить более чистую композицию.

То же самое можно сделать при использовании цветов для создания большего контраста черно-белых фотографий. Если у вас нет темных тонов на заднем плане, используйте цвета.

Попробуйте найти дополнительный цвет к объекту съемки на заднем плане и посмотрите, сможете ли вы создать композицию, в которой дополнительный цвет заключает в себе объект съемки, создавая лучший контраст между объектом и остальной частью композиции.
Черно-белое изображение скал на берегу моря, демонстрирующее красивый контраст

Заключительные слова

Изучая тени, блики и дополнительные цвета с самого начала при создании фотографий, вы сможете получить снимки с большим контрастом при преобразовании их в черно-белые. Это сделает ваши фотографии более сильными и интересными.

И даже если вам не удается полностью достичь этого в камере, вы все равно можете поработать над оптимизацией тонального контраста и преобразования цветов в серый цвет в процессе постобработки.

Освоение контраста – один из важных шагов в совершенствовании вашей черно-белой фотографии, поэтому следующим шагом будет опробовать его на себе, чтобы знать тональные значения и дополнительные цвета для достижения наилучшего черно-белого контраста при съемке.

Вам также может быть интересно

ОСВЕЩЕНИЕ

Окончательное руководство по освещению в фотографии (83 совета!)

Фотографическое освещение, или, скорее, освещение для фотографии, является самым важным аспектом фотосъемки. Будь то естественный свет или искусственный, вам придется приобрести полезные знания о его

Читать статью »
Таймлапс-фотография

12 советов, как избежать распространенных ошибок при съемке таймлапсов

Существует множество ошибок при съемке таймлапсов, которые допускают как новички, так и профессионалы. Они могут быть довольно неприятными и повлиять на результат. Но, к счастью,

Читать статью »

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Не уходите, у нас подарок!

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии