Бывают случаи, когда необходимо запечатлеть слишком яркие для камеры сцены. В таких ситуациях на помощь приходят фильтры нейтральной плотности (ND).
Что делает ND-фильтр?
Нейтральная плотность или ND-фильтры могут показаться слишком техничными для начинающего фотографа новичка. Чтобы было проще понять, можно представить их как солнцезащитные очки. Все, что они делают, это уменьшают количество света, попадающего на матрицу или плоскость пленки.
ND-фильтры идеально подходят для ярких сцен, с которыми не могут справиться даже низкие уровни ISO. Они также полезны для съемки с длинной выдержкой при дневном свете.
Вы можете прикрепить фильтры перед вашим объективом, как любые обычные фильтры. Если они круглые, вы можете накрутить их на резьбу объектива. А если они квадратные, их можно вставить в держатель фильтра.
По большей части, использовать ND-фильтры легко. Но знать, когда их использовать, – вот в чем сложность.
Почему следует использовать ND-фильтры?
Допустим, вы фотографируете маяк, а на заднем плане море. Настройки вашей камеры могут быть следующими: ISO 100, выдержка 1/1000 секунды и диафрагма f/8.
Сцена хорошо экспонирована, но волны на заднем плане немного отвлекают. Мы хотим сгладить их. А для этого нужно сделать длинную выдержку.
А длинная выдержка записывает сцену в течение нескольких секунд, не позволяя нашей камере заморозить движение воды.
Нам нужна выдержка 15 (секунд), поэтому мы меняем выдержку на нашей камере. Только теперь мы добавили 14 стопов света в нашу сцену. Так что теперь это просто белое, пустое изображение.
Для правильной экспозиции нам нужно снять 14 стопов света, используя другие настройки.
ISO находится на самом низком уровне, так что это не поможет. Выдержка или f-стоп может изменяться от f/8 доf/11, f/11 доf/16 иf/16 доf/22. Это всего три остановки до достижения максимума (четыре, если вы можете перейти на f/32 или ISO 50). Не говоря уже о том, что если вы подниметесь выше f/16, может возникнуть эффект дифракции, что приведет к нерезким изображениям.
Так как насчет остальных 11 остановок?
Для этого нам нужен 10-стопный ND-фильтр. Мы не можем получить точно 11 стопов, поэтому нам придется работать с дополнительным стопом с помощью программ редактирования. Но с помощью этой комбинации мы сможем создать правильную экспозицию.
Когда следует использовать нейтральный фильтр плотности?
Есть множество ситуаций, в которых можно использовать фильтр нейтральной плотности.
В портретной съемке использование этого фильтра позволит вам снимать с широкой диафрагмой даже в середине дня. Таким образом, вам не придется получать изображения с некрасивыми бликами.
Для ландшафтной фотографии вы можете использовать его для сглаживания водоемов с помощью длинной экспозиции. Он также идеально подходит для создания нечетких облаков или даже мечтательных лесов.
А для архитектурной фотографии вы можете использовать его, чтобы стереть людей в сцене. Поскольку люди перемещаются, они не будут видны на ваших фотографиях, если вы сделаете длинную выдержку.
Чтобы использовать ND фильтры, сначала нужно выяснить, сколько света вам нужно отсечь. Если света недостаточно, то, возможно, будет достаточно поставить фильтр ND2. Но если ваше изображение все еще выглядит переэкспонированным, то, возможно, вы можете попробовать ND4 или другие варианты, пока освещение не будет выглядеть правильным.
Если вы используете переменный ND-фильтр, все, что вам нужно сделать, это покрутить его до получения правильной экспозиции. Это так просто!
Что такое рейтинг ND-фильтров?
ND фильтры бывают разных номиналов для разных ситуаций. Когда мы говорим об экспозиции, мы думаем в терминах стопов. ND-фильтр с 2 стопами останавливает в два раза больше света, чем фильтр с 1 стопой.
Мы используем стопы, чтобы облегчить переход между настройками камеры и фильтра.
Стоп в фотографии либо удваивает, либо сокращает количество света вдвое. Это означает, что фильтр ND на 1 стоп уменьшает свет на 50%.
Фильтр на 10 стопов останавливает свет на десять половин подряд. Очень важно делать это последовательно.
Компании рекламируют фильтры по-разному. Например, вместо слова “стоп” они могут использовать значение оптической плотности 1,5 или ND-фактор 32.
При съемке с длинной выдержкой вы меняете только скорость затвора. Если у вас есть 12-секундная выдержка без фильтра, а затем вы добавляете одноступенчатый ND-фильтр, вы фактически уменьшили количество света вдвое.
Чтобы уравновесить это, нужно увеличить время, в течение которого вы пропускаете свет в камеру, в данном случае в два раза. Одна секунда превращается в 2 секунды.
Смотрите в таблице ниже все десять примеров. Время новой экспозиции удваивается последовательно. Так, ND-фильтр на 4 ступени означает, что вам придется удвоить начальную экспозицию четыре раза.
Что такое различные типы ND-фильтров?
Типы креплений
Прежде чем мы поговорим о различных типах нейтрально-плотностных фильтров, давайте сначала обсудим типы креплений.
Как и любые другие фильтры, существуют различные способы их крепления к объективу. Ниже приведен список нескольких наиболее популярных вариантов.
- Сдвижной фильтр. Для сдвижного варианта нейтрально-плотностного фильтра требуется адаптер или держатель фильтра. Он привинчивается к передней части объектива, и после его присоединения вы можете вставить в него стекло.
- Screw-On. Версия screw-on позволяет прикрутить его к передней части объектива камеры.
- Drop-In. Существуют типы ND-фильтров, которые устанавливаются в корпус вашей камеры, прямо перед зеркалом. Они предпочтительнее, так как не преломляют свет так, как другие.
Все эти типы креплений имеют свои плюсы и минусы. Сдвижные байонеты позволяют использовать фильтры одного размера практически на любом объективе. Но они громоздки и не всегда являются лучшим выбором, если вы часто переезжаете с места на место.
Свинчивающиеся фильтры – самый надежный вариант, особенно если вы много двигаетесь во время съемки. Но вам понадобятся фильтры соответствующего размера, чтобы они подходили к объективам разного диаметра.
Встраиваемые фильтры надежны и позволяют использовать фильтр одного размера для любого объектива. Но они могут быть довольно дорогими.
Два основных типа фильтров нейтральной плотности, о которых пойдет речь ниже, могут иметь любое из упомянутых нами креплений. Поэтому вам предстоит взвесить преимущества каждого варианта и решить, какой из них вам больше нравится.
Комплекты фильтров нейтральной плотности
Большинство фильтров нейтральной плотности поставляется в наборах.
В среднем, в комплект входит от трех до пяти фильтров с разным числом ND. Каждый фильтр нейтральной плотности имеет свой рейтинг. Он начинается от ND2 до ND8 или от ND2 до ND64 и более.
Что делает набор фильтров нейтральной плотности полезным, так это то, что вы можете комбинировать фильтры для достижения желаемого числа ND.
Допустим, вам нужен фильтр ND10, но ваш самый высокий вариант только до ND8. Что же делать? Вы можете легко совместить навинчивание ND2 на ND8, уже установленный на объективе, и вы получите фильтр нейтральной плотности ND10!
Переменные ND-фильтры
А переменный ND-фильтр сделан из двух отдельных кусков стекла, которые поляризованы. Первый слой – линейный, а второй – круговой.
Эти два поляризатора позволяют управлять различной интенсивностью света, проходящего через камеру. Другими словами, использование фильтра переменной нейтральной плотности означает, что вам больше не нужно десять отдельных фильтров.
Все, что вам нужно сделать, это повернуть ND-фильтр, чтобы сместить поляризацию. При поляризации под углом 90 градусов фильтр не пропускает свет. При угле 0 градусов он пропускает 100% света.
Переменный фильтр работает невероятно хорошо. Но он также может быть довольно дорогим. Кроме того, вы должны знать, что он может вносить артефакты в зоны не в фокусе.
В большинстве случаев лучше приобрести комплект из нескольких фильтров нейтральной плотности. Они не только уменьшают вероятность появления артефактов проецирования, но и стоят дешевле.
Градуированные ND-фильтры
А градиентный ND-фильтр немного отличается от обычного ND-фильтра. Только часть его имеет ND-покрытие, а другая половина не имеет его вообще.
Вы не увидите никакой разницы в нижней половине фильтра. Но уменьшение f-стопа постепенно увеличивается по мере того, как вы поднимаетесь вверх. Наибольшее число ND фильтра переменной нейтральной плотности обычно составляет около двух третей пути вверх.
А градиентный ND-фильтр предназначен для затемнения определенной части изображения, а не всей сцены. Фотографы используют их в основном для неба, тем более что оно может быть на 3 стопа светлее горизонта.
Цель градаций в фильтре – сделать переход от земли к небу более плавным. В противном случае разделительная линия между светом и тьмой была бы слишком заметна.
Вы можете вращать эти градуированные фильтры, если самый светлый элемент находится в нижней половине кадра.
Также, если только верхняя треть изображения слишком яркая, вы можете передвинуть фильтры вверх или вниз, чтобы компенсировать это. Они имеют ту же силу, что и ND-фильтры.
Сделанные своими руками фильтры нейтральной плотности
Многие статьи в интернете предлагают более дешевые решения для лучших фильтров. Но лучший вариант для “сделай сам” фотографов – использовать сварочное стекло для уменьшения света. Это лишь часть стоимости.
Сварочное стекло позволяет уменьшить свет на десять стопов. Однако его использование потребует от вас много работы с цветом в постпродакшне. Если вам интересно, прочитайте эту статью здесь о том, как обрабатывать конечное изображение.
Что такое лучший фильтр нейтральной плотности?
В нашей студии Make photo мы имеем возможность играть со многими предметами, которые находятся в нашей студии. Ранее я купил на Яндекс маркете набор ND-фильтров, который мне не терпелось использовать. Это было до того, как я провел профессиональное исследование.
Набор, который я купил, был Hoya DIgital filter kit: UV (C) HMC Multi, PL-CIR, NDX8 55mm. Я наконец-то получил его и отправился опробовать. Именно его я решил использовать в нашей статьеHow to Use an ND Filter to Remove People from Long Exposure Shots.
По моему опыту, эти фильтры могут быть недостаточно сильными сами по себе. И складывать их в стопку – не самая лучшая идея. Они пластиковые и придадут вашим изображениям виньетку, цветной оттенок и большую вероятность преломленного света.
Поэтому я выбрал Lees Big Stopper. Он уменьшает освещенность на 10 стопов, что весьма впечатляет. Его не хватит для солнечного затмения (вам понадобится два), но он поможет вам в пейзажной или уличной фотографии.
Серьезно говоря, эти фильтры стоят недешево. Но, как говорится, вы получаете то, за что платите. Так что если вы собираетесь использовать их часто, то, несомненно, фильтры Lee – это то, что вам нужно.
Какое еще оборудование вам понадобится?
Первый аксессуар, который понадобится при использовании этих фильтров, – штатив. Он понадобится вам для стабилизации снимков, особенно если вы делаете длинные выдержки.
Трос спуска или дистанционный спуск также необходимы, поскольку не требуют физического прикосновения к камере. Удаленное нажатие на кнопку спуска уменьшает тряску камеры и размытость изображения.
И наконец, вам понадобится салфетка для чистки линз. Вы будете постоянно трогать и менять линзы. Поэтому необходимо иметь что-то, чем можно вытереть пятна на линзах.
Распространенные проблемы при использовании ND-фильтров
Я обнаружил несколько проблем при использовании ND-фильтров. После моего опыта я бы рекомендовал приобрести стеклянные ND-фильтры среднего класса. Hoya DIgital filter kit: UV (C) HMC Multi, PL-CIR, NDX8 55mm – это пластиковая версия, которая дала мне фиолетовый оттенок и размытое конечное изображение.
Не пытайтесь складывать фильтры, если у вас дешевый набор. Я знаю, что заманчиво поставить ND-фильтр с 4 стопами и ND-фильтр с 6 стопами вместо ND-фильтра с 10 стопами. Но если ваш набор сделан из пластика, результат не будет фантастическим. Это вызовет преломление света, когда свет будет отражаться от двух кусков стекла, показывая вам пыль и светлые пятна.
Кроме того, виньетирование будет происходить, поскольку свет теперь попадает на матрицу под разными углами. И если они дают цветовой эффект, то если сложить их вместе, то он станет вдвое хуже и его будет сложнее устранить.
Заключение
Вы будете удивлены тем, как цифровые камеры склонны переэкспонировать изображения даже в условиях нормального освещения. Независимо от того, каким видом фотографии вы занимаетесь, вам необходимо инвестировать в ND-фильтры. Всегда носите их с собой в сумке для фотоаппарата. В итоге они понадобятся вам чаще, чем вы думаете.