Бесплатные карточки—шпаргалки для обучения фотографии

Широкоугольный объектив против телеобъектива | Какой объектив вам нужен?

Поделитесь статьей

Используемое вами фокусное расстояние сильно влияет на конечный вид вашего изображения. Именно поэтому важно знать, когда использовать широкоугольный, а когда телеобъектив.
В этой статье мы рассмотрим все, что вам нужно знать о выборе между коротким и длинным фокусным расстоянием.

Что такое широкоугольный объектив

На полнокадровых камерах обычный объектив дает такое же поле зрения, как и ваши глаза. Это 50 мм. Объектив с фокусным расстоянием меньше 35 мм считается широкоугольным.
Широкоугольные объективы часто разделяют на три подтипа в зависимости от фокусного расстояния:

  1. Широкоугольные: от 35 до 24 мм;
  2. Ультраширокоугольные (UWA): менее 24 мм;
  3. Рыбий глаз

Прямые объекты, такие как стены зданий, выглядят прямыми линиями, а не изогнутыми.
Другими словами, это объективы, в которых практически отсутствуют барабанные или игольчатые искажения.

Внешний вид впечатляющего архитектурного зданияПрямолинейная перспектива заставляет объекты казаться все более растянутыми и увеличенными по мере приближения к краю кадра.

Эти типы линз часто используются для создания эффектов вынужденной перспективы.

Atmospheric forced perspective portarit of the male model shot in black and white at 30mm
Пример вынужденной перспективы в портрете: приблизив модель на 30 мм, я смог изменить пропорции тела и придать больше веса рукам.

Типичными фокусными расстояниями для простых фокусных объективов являются: 35, 28, 24, 21, 18, 16 и 14 мм.

Объективы “рыбий глаз” имеют чрезвычайно широкое поле зрения и не являются прямолинейными. Это означает, что они имеют сильные бочкообразные искажения. Прямые линии возможны только в центре кадра.

Городской пейзаж, снятый через перила забора при слабом освещении, демонстрирующий искажение линз при использовании объектива
Это изображение хорошо иллюстрирует криволинейное бочкообразное искажение, характерное для объективов “рыбий глаз”

Что такое телеобъектив

Телеобъективы имеют фокусное расстояние больше, чем у обычных объективов. На полнокадровых камерах они длиннее 50 мм.
Телеобъективы также подразделяются на дополнительные подтипы, как правило:

  1. Телеобъектив: охватывает диапазон фокусных расстояний от 70 мм до 135 мм;
  2. Супертелеобъектив: фокусное расстояние больше 200 мм.

Обычные телеобъективы часто используются в портретной съемке из-за небольшого искажения. Их также можно использовать в ландшафтной фотографии для выделения объекта, например интересного дерева.

Дерево в силуэте на фоне закатного неба
Обычный телеобъектив можно использовать для пейзажа, чтобы выделить конкретный объект, как я сделал здесь для этого дерева в силуэте.

Супертелеобъективы часто используется для дикой природы и спортивной фотографии. Здесь вам нужно приблизиться к объектам, которые довольно малы и находятся на большом расстоянии.

Голубой попугай, снятый телеобъективом
Посещение зоопарка – прекрасная возможность воспользоваться преимуществами длиннофокусных телеобъективов. Sony RX10 @ 200 мм

Сцена/концертная фотография – это также вид фотографии, который выигрывает от использования длинных фокусных расстояний.

Если вы не являетесь официальным почетным фотографом, вы не сможете двинуться с места и можете оказаться далеко от сцены.

Фотографии с телеобъектива также можно использовать для создания сшивки панорам высокого разрешения. Процедура обычно более длительная, чем съемка одного широкоугольного снимка (за исключением случаев, когда вы используете встроенный режим панорамы). Но в результате вы получите изображение без искажений, которое можно увеличить, чтобы рассмотреть более мелкие детали.

Рассмотрим изображение ниже, сделанное с помощью “рыбий глаз”. Искажение очевидно (и необходимо для композиции), но мелкие детали не очень заметны.

Красивая панорама замка на фоне спокойного озера
Посредством изгиба прямых линий, таких как горизонт, левый берег канала и причал справа, зрителя можно естественно направить к объекту съемки, замку на этой фотографии.

С помощью 56-мм EFL я снял следующую панораму, которая получилась довольно широкой.

Панорама с объективом 56 мм EFL.
Панорама с объективом 56mm EFL.

На фотографии ниже показано 100-процентное увеличение панорамы и одиночного снимка. Количество деталей в панораме очевидно.

Диптих фото, показывающий детали пейзажной панорамы
Панорама с телеобъективом позволит вам запечатлеть гораздо больше деталей, чем на одном широкоугольном снимке.

И наконец, телеобъектив также позволит вам играть с перспективой для создания более убедительных снимков. Снимки с огромной луной с людьми или деревьями в силуэте используют преимущества телеобъективов и то, как они изменяют перспективу.

Возьмите экстремальное фокусное расстояние (1000 мм), поместите между собой и объектом съемки некоторое пространство (например, километры) и дождитесь, когда за ним взойдет луна, чтобы получить фотографии, подобные этой.

Силуэт дерева на фоне полной луны
Восход большой луны.

Широкоугольные и телеобъективы на камерах с кроп-сенсором

До сих пор мы говорили о полнокадровых камерах, но что происходит, когда вы используете камеру с кроп-сенсором?

Если вы мало знаете о сенсорах, советую вам ознакомиться с нашей статьей с углубленным обсуждением темы.

В двух словах, камера с кроп-сенсором имеет матрицу меньшего размера, чем полнокадровый формат (36 мм x 24 мм).

Размер матрицы будет влиять на вашу фотографию во многих отношениях.

Наиболее очевидный эффект от использования маленькой матрицы – это поле зрения. При заданном фокусном расстоянии камера с кроп-сенсором дает более узкое поле зрения, чем полнокадровая камера.

Широкоугольные и телеобъективы

Фокусное расстояние, которое вы используете, напрямую влияет на то, как вы кадрируете и компонуете снимок, а также на то, какое чувство передаст полученное изображение.

Он также отвечает за введение некоторых оптических эффектов в ваши изображения. К ним относятся глубина резкости, перспектива и искажения.

Давайте разберем самые важные различия между съемкой широкоугольным объективом и съемкой телеобъективом.

Поле зрения

Как уже говорилось, основное различие в использовании широкоугольного или телеобъектива заключается в поле зрения, которое вы получаете. Широкоугольные объективы (на полном кадре) покрывают поле зрения в диапазоне от 64 до 84, а UWA – более 100.

Типичный широкоугольный пейзажный снимок поля под облачным небом
Типичный широкоугольный пейзаж.

Рыбий глаз охватывают еще большее поле зрения, до 180.

Высокий небоскреб, снятый черно-белым объективом
Чрезвычайно широкое поле зрения объектива “рыбий глаз” позволило мне сфотографировать высокий небоскреб передо мной, а также часть здания позади меня.

Телеобъективы, напротив, охватывают гораздо более узкое поле зрения, чем широкоугольные объективы. Средние телеобъективы охватывают FoV в диапазоне 30-10, а супертелеобъективы дают FoV всего 8 1.

Изображение ниже иллюстрирует, как Луна будет выглядеть при переходе от среднего к супертелеобъективу.

Полная луна, на разных фокусных расстояниях
Полная луна при разных фокусных расстояниях

Глубина поля

Не столь очевидная разница между широкоугольными и телеобъективами заключается в получаемой глубине резкости.

В целом, для данной матрицы, диафрагмы и расстояния от камеры до объекта короткофокусные объективы дают большую глубину резкости, чем телеобъективы.

Это очень полезно, например, в ландшафтной фотографии. Эмпирическое правило гласит: сфокусируйтесь на 1/3 сцены, и у вас все будет в фокусе, начиная с расстояния в несколько метров и до бесконечности.

Потрясающий вечерний пейзаж у озера, огромная глубина резкости широкоугольного объектива для сохранения резкости фона
Огромная глубина резкости широкоугольного объектива позволила фотографу сделать резким как передний, так и задний план. Image Credit: Alessandro Torri.

С телеобъективами, особенно если вы работаете с широкими апертурами, DoF довольно узкая, и фокусировка гораздо более критична.

С другой стороны, в портрете и фотографии дикой природы узкая DoF телеобъективов приветствуется. Размытый фон (боке) позволит лучше отделить объект съемки от остальной сцены.

Перспектива

При переходе от широкоугольного объектива к телеобъективу также происходит изменение перспективы. Телеобъективы, как правило, сжимают расстояния между различными плоскостями изображения.

На снимках ниже изображены играющие дети. При 24 мм (ЭФЛ) вы видите большую глубину изображения, видно, что моя дочь и мой сын находятся далеко друг от друга.
При 200 мм (EFL) вы видите, что перспектива гораздо более сжата, а дети кажутся ближе.

Диптих откровенных фотографий ребенка, играющего на улице, демонстрирующий эффект сжатия перспективы при переходе от 24 мм к 200 мм.
Эффект сжатия перспективы при переходе от 24 мм к 200 мм.

Дисторсии

Наряду с большим полем зрения возникают искажения. Ни один широкоугольный объектив не будет иметь искажений, за исключением середины кадра.

Это не является проблемой в пейзажной фотографии, где обычно нет прямых линий, делающих искажения очевидными. Но это может стать проблемой при архитектурной фотографии или портретной фотографии.

Проселочная дорога ночью под звездным небом
Это изображение было сделано с помощью объектива “рыбий глаз”, но поскольку в природном пейзаже мало прямых линий, искажения могут быть отредактированы.

Если вы хотите сделать портрет с широким углом, вам придется приблизиться к модели, чтобы заполнить кадр.

В случае снимков головы использование широкоугольной формы вблизи даст портрет, в котором будут изменены естественные пропорции между носом, глазами, ушами и т.д. модели. Результат не очень лестный.

Это хорошо, если вам нужны креативные портреты или если вы фотографируете модель целиком, а не ищете снимок головы.

Типичный забавный портрет
Типичный забавный портрет “рыбий глаз”

Телеобъективы имеют гораздо меньше искажений. Они идеально подходят для портретной съемки или для выделения здания или определенного элемента ландшафта. Вам не нужно подходить близко, сохраняя изображение без искажений.

Размер, диафрагма, фильтры и опыт съемки

Помимо основных различий, описанных выше, существуют также некоторые практические различия при использовании широкоугольного и телеобъектива.

  • Размер: Широкоугольный объектив обычно компактнее длиннофокусного телеобъектива, легче и портативнее. Вы никогда не найдете широкоугольник с ножкой для штатива;
  • Апертура: Широкоугольные объективы обычно быстрее телеобъективов, особенно в низкобюджетной области;
  • Фильтры: Практически на любой телеобъектив можно установить винтовые фильтры, но “рыбий глаз” и широкоугольники с выпуклым передним элементом (например, Olympus Zuiko M. 7-14 f/2.8 PRO) не могут использовать фильтры. Некоторые объективы рыбий глаз могут иметь прорезь на задней части объектива для размещения небольшого фильтра, а для таких широкоугольников доступны некоторые системы крепления сторонних производителей.
  • Тряска камеры: Телеобъективы имеют узкое поле зрения, поэтому дрожание камеры является проблемой. Широкоугольные объективы гораздо более щадящие. Снимать на широкий угол с рук проще, даже при низком освещении и без стабилизации. Чтобы избежать дрожания камеры при съемке с рук, следует придерживаться эмпирического правила: скорость выдержки должна быть больше, чем обратная величина используемого фокусного расстояния. Для 200 мм это будет выдержка быстрее, чем 1/200 с.

Лучшее из двух миров: суперзум-объективы

В последние годы все большее распространение получают так называемые суперзум-объективы. Это объективы, охватывающие чрезвычайно широкий диапазон фокусных расстояний, от 18 мм до 300 мм и более, например Sigma 18-300mm f/3.5- 6.3 DC Macro OS HSM C для Canon.

Интересно, что мостовые и компактные камеры, такие как Sony RX10 IV (24-600 мм) и RX100 VII (24-200 мм) имеют суперзум-объективы. Это делает их идеальными камерами для путешествий.

Диптих ночной съемки здания в путешествии с использованием объективов 28 мм и 200 мм
Суперзум просто необходим, когда речь идет о фотографии в путешествии. Sony RX10.

Королевой суперзум-камер, однако, является новая Nikon P1000. Она оснащена невероятным суперзум-объективом, охватывающим диапазон от EFL 24 мм до 3000 мм.

Давайте рассмотрим Луну. С помощью компактной фотокамеры Nikon P1000 вы можете перейти от этого снимка Луны на фоне пейзажа

Луна под спокойным пейзажем, снятая на 24 мм EFL.
Луна в 24 мм EFL.

к таким лунным крупным планам.

Крупный план ночного суперлуния - сфотографировано на EFL 2500
Последнее Суперлуние я фотографировал на EFL 2500. Nikon P1 дал бы еще более сильное увеличение.

Заключение

Эта статья представила вам некоторые различия в съемке широкоугольными и телеобъективами.
Чтобы освоить эти объективы, нужно практиковаться в съемке с ними на различных конкурсах. Не бойтесь быть креативным и нарушать некоторые правила.

Вам также может быть интересно

Обработка в Lightroom

Как создать контактный лист в Lightroom Classic CC (5 простых шагов!)

До появления цифровой фотографии контактный лист был быстрым способом предварительного просмотра всех изображений с рулона пленки. Вы печатаете контактный лист и решаете, какие изображения вы

Читать статью »

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Не уходите, у нас подарок!

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии

Скачайте бесплатные карточки—шпаргалки для быстрого обучения фотографии

Карточки – это быстрый и эффективный способ для изучения всех тонкостей фотографии